Знаменитое стихотворение принадлежит перу величайшего русского поэта и писателя. Александр Сергеевич Пушкин написал его в 1826 году, вспоминая события своей тягостной жизни в период ссылки. Произведение посвящено самому близкому человеку, другу, духовному наставнику автора – Яковлевой Арине Родионовне (читайте по теме: Краткая биография Пушкина: самое главное).
История создания
Общительный и активный Александр Сергеевич с трудом переносил одинокое заточение в Михайловском. Однако няня литератора Арина Родионовна смогла скрасить двухлетнюю ссылку собственным присутствием.
Этой удивительной женщине, которая любила Пушкина, словно собственное дитя, и посвящены анализируемые строки. К сожалению, стих так и не был завершен, а название выбрал редактор.
Первая публикация состоялась в 1855 году, после трагической кончины Александра Сергеевича.
Тема
Очевидно, что в центре произведения находятся теплые воспоминания лирического героя о любимой няне. Автор использует традиционную форму обращения.
Лирический герой жалеет пожилую женщину, которая проживает в одиночестве и тревожно вспоминает своего воспитанника. Он хочет успокоить старушку, чтобы та не переживала.
А также Пушкин поднимает темы преданности, одиночества, безусловной родительской любви.
Читайте по теме:
Как определить размер стихотворения?
Как определить композицию стихотворения?
Как определить основную тему стихотворения?
Как определить жанр стихотворения?
Композиция
Композиционное строение простое и не делится на строфы. Перед нами авторское обращение-монолог в стихах. Произведение также можно назвать литературным посвящением няне.
В стихотворении отсутствуют отдельные смысловые блоки. Каждая часть – это очередная составляющая словесного портрета Арины Родионовны.
Жанр
Это лирическое послание, написанное четырехстопным ямбом. Здесь также можно проследить элегические мотивы.
Произведение относится к реалистическому литературному направлению. Ведь автор обращается к существующему человеку, описывая реальную жизненную ситуацию.
Читайте по теме: Здесь можно посмотреть анализ других стихотворения для 5 класса, в т.ч. история создания, тема, композиция, жанр, средства выразительности.
Средства выразительности
Перед нами уникальное лирическое произведение, представляющее собой эмоциональный поток воспоминаний самого автора. Система образов небогата.
Стих наполнен глубоким пафосом, который ощущается читателем подсознательно, на уровне чувств. Встречаются сравнения: «горюешь, будто на часах».
Пушкин пользуется нежными, мягкими словами и обращениями. В тексте произведения преобладает бытовая лексика, простая и понятная каждому.
Ощущаются отсылки к фольклору. Есть инверсии: «в глуши лесов сосновых» или «дней моих суровых».
Читайте по теме:
Как определить в стихотворениях эпитеты, олицетворение, метафоры?
Как быстро выучить стих наизусть по литературе?
Эпитеты
Тропы рисуют перед нами довольно мрачную и тусклую картину. Мы видим старость, чувствуем печаль вместе с лирическим героем.
- «наморщенные руки»;
- «дней… суровых»;
- «забытые вороты»;
- «голубка дряхлая»;
- «черный отдаленный путь».
Олицетворение
Олицетворения, подобранные поэтом, усиливают минорные настроения стиха. Ощущается тягостность ожидания. Читателю живо передается подавленное внутреннее состояние одинокой старушки.
- «заботы теснят»;
- «медлят спицы»;
- «тоска, предчувствия… теснят».
Метафоры
Метафоры тоже усиливают заданный поэтом элегический минор.
- «глушь лесов»;
- «медлят поминутно спицы»;
- «подруга дней моих суровых».
Читайте по теме:
Анализ других стихотворений Пушкина А.С.: история создания, тема, жанр, средства выразительности.