Как определить в стихотворении тропы
В любом стихотворении, а также во многих произведениях литературы и даже в речи выступающих людей есть средства выразительности. Они исчисляются ни одним десятком. Однако не стоит забывать о том, что самыми распространёнными являются такие тропы, как: олицетворения, эпитеты и метафоры.
Определение
1. Эпитетом называют определение, относящееся к главному слову и его описывающее; обычно подразумевают прилагательное, но им не ограничивается данный троп.
2. Олицетворение – фигура речи, с помощью которой неживое наделяется признаками живого; приём часто встречается в фольклоре.
3. Метафора – троп, смысл которого заключен в образной передачи качестве предмета/явления на основе его сопоставления с чем-то другим; можно в определенной мере назвать метафору скрытым сравнением.
Как определить эпитеты
1. Обычно эпитет – прилагательное. Однако не стоит полностью отождествлять эти понятия. Стоит привести 2 примера: зелёные стены и изумрудные глаза. В первом случае прилагательное, а во втором – эпитет.
2. Также в некоторых произведениях в роли эпитета выступает имя существительное. Например, в предложении «Ванька-болван поднял голову к попу» можно увидеть характеристику персонажа. Ванька назван болваном. Это слово является эпитетом.
3. Обычно в стихотворных текстах большинство прилагательных и причастий выступают в роли эпитетов. Также важно смотреть на те существительные, которые могут характеризовать главные слова: Иван-царевич, Вадька-мошенник.
Эпитеты помогают создать образную систему в любом стихотворении, поэтому они являются одним из самых распространенных в литературе тропов.
Как определить олицетворение
В творчестве Сергея Есенина очень много олицетворений. Данный приём используют и другие писатели и поэты. «Долго петь и свистеть пурге», «нивы сжаты, рощи голы» – вот примеры олицетворений. С помощью рассматриваемого тропа можно создать яркие образы, которые будут понятны читателю или слушателю. Олицетворение во все времена пробуждает человека к тому, чтобы иначе посмотреть на привычные вещи или явления, увидеть поэзию в быте.
Отыскать их в тексте достаточно просто. Когда что-то неживое (особенно явления природы, небесные тела) имеет действие, то важно посмотреть на глагол или на глагольную форму. Если они характеризуют действия одушевленного существа, но зависят от неодушевленного, то можно судить о наличии в тексте олицетворения.
Можно даже сравнить фразы: лягушка квакает, квакает ветер с болот. В последнем случае стихия наделяется признаками живого существа. В выражении «ветер стонет» ощущается наделение ветра способностью стонать от боли или грусти, что характерно для человека и для всех млекопитающих.
Как определить метафоры
Наиболее интересным, и вместе с тем сложным для понятия тропом выступает метафора. Как же отыскать её в тексте? Для начала стоит вспомнить определение, что было написано выше в обзоре.
Нужно ощущать образную составляющую речи. Например, попробуйте понять, какая фраза. Обозначенная далее, является метафорой: бронза мускулов, бронза скульптуры. Разумеется, в первом случае сразу же создаётся образное определение. Мускулы не сделаны из бронзы, просто они выглядят как загорелые и подтянутые, напоминая данный металл. А вот уже выражение «бронза скульптуры» указывает на материал. Это уже не метафора.
Найти метафоры можно во многих стихотворных произведениях. Обычно они состоят из двух слов (кубики пресса, рана сердца), но могут быть и целой строкой (холодеет ноябрём чувства мёртвого поэта). Читая больше стихотворений, человек сможет научиться находить метафоры и другие тропы.
Лунный серп – метафора. В неё есть скрытое сравнение: луна сравнивается с серпом. Вот и получается месяц. Метафору обычно можно «расшифровать», как это было обозначено выше в примере. Однако многие фразы, ставшие общеупотребительными, перестают быть метафорами. Например, «золотые руки» – это просто эпитет с существительным. Однако некоторые лингвиста относят фразу к общеупотребительным метафорам. Всё е это правильно, потому что есть в выражении скрытое значение.