Как в музыке, так и в поэзии есть размеры. И речь касается не объёмов произведений, а чётко встроенной системы, в рамках которой пишут стихотворные тексты. Но нужно дать определение данному понятию, чтобы его осмыслить.
Что такое стихотворный размер
С научной точки зрения стихотворным размером принято называть реализацию частного стихотворного метра. Данное определение общепринято. Однако стоит признать момент: сложность понимания размера связана с его определением.
Простыми словами можно сказать так: стихотворный размер представляет собой определенное количество безударных и ударных слогов в каждой строке. В особом порядке они повторяются, создавая ритмическое движение.
Нужно понимать и термин «стопа», под которым подразумевают группу повторений ударных и безударных слогов в одной строке.
1. Двусложные размеры имеют ударный и безударный слог в стопе. Определить такие размеры легко по звучанию стиха.
3. Трёхсложные размеры представлены стопами, каждая из которых имеет ударный и 2 безударных слогов.
Это основные размеры в русской литературе. Все остальные варианты, которые бывают во французской литературе, у нас не прижились из-за специфики языка. Но это и не требуется, потому что поэты создают настоящие шедевры, используя 5 основных размеров, которые и будут рассмотрены.
Ямб
Данный размер считается двусложным, потому что его стопы состоят из ударного и безударного слогов. Например, в отрывке «мой дядя самых честных правил» ударение падает на все чётные слоги: 2,4,6 и 8. Соответственно 1,3,5 и 7 являются безударными; получается ритмическое движение.
Конечно, бывают «лишние» слоги. Например, «Ты погрусти́, когда́ умрёт поэ́т». Однако всё равно основные ударения падают на чётные слоги. По ним и определяют ямб. Считается, что данный размер звучит напевно и динамично, поэтому он очень часто встречается в стихотворных текстах.
Хорей
Размер также относится к двусложным разновидностям. Отличается от ямба тем, что в нём ударения падают на нечётные слоги. «Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет» – строка из стихотворения «Зимний вечер», написанного А.С. Пушкиным. Хорей часто использовал Лермонтов, но он осложнял размер. Например, в строке «Выхожу́ оди́н я на доро́гу» Лермонтов демонстрирует применение пятистопного хорея.
В народном творчестве хорей ярко проявляется. «Ах вы,| се́ни| мо́и,| се́ни,/Се́ни| но́вы|е мо|и́» – пример данного стихотворного размера. Однако хорей менее распространен, чем ямб, которым написаны многие литературные стихотворные произведения и сочинены многие песни.
Дактиль
Трехсложный размер, в котором идёт ударный слог, а за ним следуют три безударных в строке. Для легкого запоминания размера стоит помнить фразу «Вы́рыта да́ктилем я́ма глубо́кая», которая реально может помочь человеку относительно быстро запомнить размер.
Чтобы определить дактиль, нужно внимательно прочитать стихотворение. Трёхсложные размеры, как правило, звучат более размеренно. Они «протяжны». Определив трёхсложынй размер, останется проверить ударные слоги. 1, 4,7 10? Это дактиль, можно не сомневаться.
Анапест
Размер нередко величают антидактилем, потому что в его стопах ударение падает на последний слог. Получается, что обычно первые два слога не имеют ударения, а третий акцентирован. Посмотрите: «О, весна́ без конца́ и без кра́ю».
В стихотворении 3,6,9 и 12 слоги являются ударными – это размер под названием анапест. Первое время сложно определять размер? Стоит больше читать стихотворений, написанных данным размером. При этом стоит анализировать систему ударения. У Блока в строке «Есть в напе́вах твои́х сокрове́нных» используется анапест.
Амфибрахий
В отрывке «Не ве́тер бушу́ет над бо́ром,/Не с го́р побежа́ли ручьи́», написанного Некрасовым, каждые три слога имеют ударение на второй гласной; оно получается в центре, как говорят для лучшего запоминания. Получается так: безударный – ударный – безударный слог.
Николай Алексеевич обожал данный размер. Он часто применял амфибрахий. «Доро́же отчи́зны — не зна́л ничего́/Бое́ц, не люби́вший поко́я» – пример рассматриваемого стихотворного размера.