1837 год – время переживаний и осмыслений пережитых событий Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. Он создал стихотворение под названием «Сосед».
История создания
30-е годы XIX в. стали временем печали. Восстание декабристов не принесло тех плодов, о которых мечтало передовое дворянство. Лермонтов испытывал неудачи в любви, пережил царскую опалу. Поэт сидел в заточении. Он осмыслил события, создав произведение «Сосед».
Тема
В стихотворении лирический герой обращается ко своему соседу, который сидит от него через стенку. Она разделяет этих людей. Лермонтов показывает, что порой страдающая душа может стать родственной, если у двоих одно горе. Стихотворение исполнено печалью.
Читайте по теме:
Как определить размер стихотворения?
Как определить композицию стихотворения?
Как определить основную тему стихотворения?
Как определить жанр стихотворения?
Композиция
Катрены в «Соседе» состоят из равного числа строк. В каждом катрене (всего 4) имеется по 6 строчек. Судьба может изменять жизни людей. В произведении в плане композиции важно отметить сюжетную линию. В ней три героя: лирический герой, его сосед по заточению, а также часовой.
Жанр
Конечно, стихотворение относится к философской лирике, но его можно отнести и к жанру послания. Герой обращается к соседу по тюремной камере.
Читайте по теме:
Как определить в стихотворениях эпитеты, олицетворение, метафоры?
Как быстро выучить стих наизусть по литературе?
Анализ других стихотворений Лермонтова М.Ю.
Краткая биография Лермонтова: самое главное
Средства выразительности
Обращения и сравнения изобилуют в стихотворении. Связано это с тем, что поэт выбирает жанр послания для своего стихотворения.
Эпитеты
Данный тропов много: печальный, звучное, старое и др.; каждый эпитет задаёт тон повествованию.
Олицетворение
Тишина у Лермонтова мрачная как человек. Это олицетворение. Также стоит отметить троп «мысли далеко несутся».
Метафоры
Образность поэтики Михаила Юрьевича достигается за счёт использования метафор. Например, он использует фразу «судьбы коварною игрой», чтобы продемонстрировать состояние лирического героя.