Михаил Юрьевич Лермонтов написал произведение в 1829 году, будучи 15-летним юношей. В то время Турция для населения Российской Империи приобрела репутацию деспотической страны. Поэт в творении «Жалобы турка» провел тонкую параллель между своей страной и Османским султанатом.
Тема
Стихотворение посвящено теме жесткого государственного строя. В таком обществе человек лишен права выбора, свобода его ограничена, а рабство считается нормой. В людях процветают пороки, но есть и те, кто начинает сопротивляться политической системе.
Читайте по теме:
Как определить размер стихотворения?
Как определить композицию стихотворения?
Как определить основную тему стихотворения?
Как определить жанр стихотворения?
Композиция
В основе произведения стихотворный размер с использованием кольцевой и перекрестной рифмы.
Деление на строфы отсутствует. Композиционно стих делится на основную часть и постскриптум. Пейзажная зарисовка в начале творения сменятся описанием современников лирического героя. Далее турок говорит о других людях, несогласных с текущим образом жизнью, но таких меньшинство. В заключение герой одновременно с сожалением и вызовом признает, что это место - его Родина.
В постскриптуме читатель уже слышит голос не героя, а поэта. Лермонтов почти признается в истинной идее своего стихотворения.
Жанр
Произведение относится к жанру послания. Оно похоже на письмо лирического героя к своему заграничному товарищу. Если смотреть глубже – читатель увидит революционный призыв к русскому народу.
Читайте по теме:
Как определить в стихотворениях эпитеты, олицетворение, метафоры?
Как быстро выучить стих наизусть по литературе?
Анализ других стихотворений Лермонтова М.Ю.
Краткая биография Лермонтова: самое главное
Средства выразительности
Основная задача тропов – усилить образность языка и помочь автору полностью раскрыть тему и идею произведения.
Эпитеты
Лермонтов использует много эпитетов. Точные и яркие определения задают направление всему посланию. Дикий», «знойными», «поблекшие», «хладные», «твердые» и т.д.
Олицетворение
«Мощь давится», «несется укоризна», «скрывает ложь». Автор не может напрямую обращаться к виновным в тирании, поэтому он оживляет другие силы.
Метафоры
«Злобе дань несут», «добра спокойный пламень», «стонет от рабства и цепей». Метафоры задают определенное настроение в стихотворении.