«Туманное утро» было написано Афанасием Афанасиевич Фетом в 1856 г. в Риме. Стихотворение появилось под впечатлением от красот итальянской природы.
История создания
В конце 1840-е гг. Афанасий Афанасиевич в поисках вдохновения обращается к теме моря, много путешествует по России и Европе. Особо плодотворной для творчества поэта оказалась поездка в Италию: великолепие Апеннин, которые ежедневно лицезрел во время своего пребывания в стране, стали основой многих его пейзажных произведений.
Тема
В стихотворении Фет описывает дивную картину средиземноморского восхода солнца. Автор выступает в роли лирического повествователя, который обращается с воодушевляющей речью к своему слушателю. В обращении Фета лежит искреннее пожелание к адресату обладать такой силой своего таланта и искусства, которые будут воздействовать на человеческие сердца подобно окружающим поэта красотам мироздания.
Читайте по теме:
Как определить размер стихотворения?
Как определить композицию стихотворения?
Как определить основную тему стихотворения?
Как определить жанр стихотворения?
Композиция
Произведение состоит из двух частей, в каждой - по восемь строк. В начале каждой строки поэт приводит яркое описание какого-либо явления природы, и только одну-две последние строки использует для обращения к читателю. Стихотворный размер «Туманного утра» - мелодичный четырехстрочный ямб.
Жанр
Содержащийся в стихотворении эмоциональный посыл позволяет его отнести к жанру элегии.
Средства выразительности
Пытаясь подчеркнуть вдохновляющую силу природы, Фет применяет следующие приемы.
Читайте по теме:
Как определить в стихотворениях эпитеты, олицетворение, метафоры?
Как быстро выучить стих наизусть по литературе?
Анализ других стихотворений Фета А.А.
Эпитеты
Желая воспроизвести в нашем воображении прекрасные итальянские пейзажи, Фет использует эпитеты: золотистый луч», «туман голубой», «белые горы», «сизые тучи», «роза молодая», «влажный вздох»Метафоры
Обращая внимание читателя на уникальную итальянскую архитектуру, сочетающую величие древней цивилизации и романтические замки средних веков, Фет прибегает к нестандартным метафорам: крышу башни сравнивает с теменем головы, а образ нежной розы отсылает к шекспировской Джульетте.