Одно из лирических произведений, где Александр Блок полностью описывает свои волнения перед важным событием, которое произойдет в будущем. А именно, встретить свою прекраснейшую Любовь Менделееву, которой он посвятил этот стих.
История создания
Событие разворачивалось в ХХ веке, где к отношениям было всё строго и очень серьезно. В обществе было не допущено частных свиданий. Из-за чего автор не мог постоянно встречаться со своей возлюбленной. Возможность их встреч была только весной, так как семья Менделеевых уезжали на дачу. Поскольку Александр Блок был в хороших отношениях с ними, он мог присоединиться к поездке, чтобы видеться со своей любимой. И это новость полностью его порадовала. И в ожидании благоприятной поры, он в последние дни января 1901 года, пишет этот стих.
Тема
Важным аспектом в стихотворении является приход весны, который ожидает лирический герой, чтобы он мог снова увидеться со своей любимой. Она была для него настоящим женским идеалом из-за которого он не мог без неё жить и обрести счастье.
Александр Блок хотел показать читателю, как его наполняли сомнения к этому будущему, где появляются множество вопросов: «С какими событиями ему придется столкнуться?», «Как выстроятся отношения и будут ли они взаимны?». И параллельно была радость от того, что скоро наступит весна, он встретится с ней. Ему снятся сны, где они будут вместе и даже слышится её голос, который его зовет. Это придало надежду и веру в то, что его ждет что-то прекрасное впереди.
Читайте по теме:
Как определить размер стихотворения?
Как определить основную тему стихотворения?
Как определить жанр стихотворения?
Анализ других стихотворений Блока: история создания, тема, жанр, эпитеты, метафоры.
Композиция
Произведение состоит из трёх строф, которые полностью пропитаны символизмом. Одним из главных является ветер, оно символизирует наступающую весну. В стихотворении она встречается два раза, такой прием называют закольцованной композицией, где строфа появляется в начале, а потом в конце.
Стих придает пессимистическое настроение, ощущается грусть, тоска по человеку, в которого был влюблен лирический герой. В добавок используется женская и мужская рифма чередуясь между слогами. Это дает полную картину, наводящую на мысль о влюбленном человеке, который не может обрести счастье. И вместо этого страдает от того, что не может проявить свои чувства, которые робко, темно и глубоко были спрятаны. Он лишь мог позволить себе сны, где он вместе с ней. Однако в конце тоска потихоньку исчезает, проносятся звучные песни любимой, которое давало веру на что-то хорошее. И судьба в 1903 году соединила молодую пару.
Жанр
Автор хорошо описал пейзаж природы в произведении. Однако оно является лирическим стихотворением, в строках которых, описываются какие эмоции и чувства испытывает Александр Блок.
Читайте по теме: Здесь можно посмотреть анализ других стихотворения для 6 класса, в т.ч. история создания, тема, композиция, жанр, средства выразительности.
Средства выразительности
Поэт проводит параллель между природой и внутренним миром главного героя. Таким образом он показывает и влияние настоящего мира на человека и его проблемы.
В стихотворении используется классические тропы, они помогают передать мысль и чувства, которые испытывает писатель. В них входят метонимия, перифраз.
Читайте по теме:
Как определить в стихотворениях эпитеты, олицетворение, метафоры?
Как определить композицию стихотворения?
Как быстро выучить стих наизусть по литературе?
Эпитеты
С помощью них вырисовывается красота природы. К ним входят:
1. «весенняя песня»
2. «бездонная лазурь»
3. «близкая весна»
4. «зимние бури»
5. «звездные сны»
6. «звучные песни»
Олицетворение
Поскольку стихотворение насыщено символизмом, поэт воспользовался олицетворением, наделив струны чувствами живых существ. А именно «Плакали струны мои», символизируя при этом тоску и уныние от невозможности обрести счастье.
Метафоры
Чтобы текст был оживленным и параллельно передавал внутренние ощущения лирического героя, используются следующие метафоры:
1. «ветер принес»
2. «открылся клочок неба»
3. «плакали бури»
4. «реяли сны»