Автором стихотворения, написанного в лучших традициях романтической поэзии, является выдающийся русский поэт – Фёдор Иванович Тютчев. Произведение было создано в 1851 году и относится к третьему периоду творчества поэта.
История создания
Несмотря на удивительный поэтический талант, Фёдор Иванович считал себя в первую очередь дипломатом и философом. Поэзия была для него скорее увлечением, а не основным видом деятельности. Острый ум Тютчева, а также его дипломатические качества, способствовали быстрому продвижению по службе. Совсем скоро он был отправлен в Мюнхен с дипломатической миссией.
В общей сложности Фёдор Иванович более двадцати лет провёл за границей. Все эти годы поэт сильно тосковал по родным местам и мечтал вновь вернуться в Россию.
Стихотворение «Как весел грохот летних бурь» было написано в 1851 году, вскоре по возвращении поэта на родину. Торжественный тон произведения передаёт радостное настроение Тютчева, вновь получившего возможность наслаждаться природой родного края.
Тема
Центральной темой произведения является природа, находящаяся в ожидании грозы. Несмотря на устрашающий характер данного природного явления, лирический герой произведения испытывает радость от происходящего. Он чувствует неразрывную связь с природой, поэтому способен понять её настроение в данный момент.
Последние строки произведения привносят ноты печали. Эта грусть чувствуется в едва уловимом намёке на приближение осени.
Читайте по теме:
Как определить размер стихотворения?
Как определить композицию стихотворения?
Как определить основную тему стихотворения?
Как определить жанр стихотворения?
Композиция
Лирическое произведение состоит из двух частей. В первой строфе описывается стремительное приближение летней грозы. Во второй строфе бушующая стихия уже обрушилась на землю и переполошила всё живое ураганным ветром.
Размер стихотворения представлен четырёхстопным ямбом, который сделал произведение более динамичным.
Жанр
Стихотворение считается типичным образцом пейзажной лирики, поскольку содержит многочисленные описания природы. Лирический герой произведения, т.е. сам Тютчев, выступает в роли стороннего наблюдателя за происходящим.
Читайте по теме: Здесь можно посмотреть анализ других стихотворения для 7 класса, в т.ч. история создания, тема, композиция, жанр, средства выразительности.
Средства выразительности
Пейзажная лирика Тютчева изобилует разнообразными художественными средствами. Данное произведение не стало исключением. Фёдор Иванович стремился изобразить картину приближения грозы максимально реалистично. Он использовал приём аллитерации, чтобы придать тексту звуковое сопровождение.
Восторженное настроение автора подчёркивается риторическим восклицанием в первой строфе. Оттенок печали, прослеживаемый в конце произведения, передаётся с помощью неполной синтаксической конструкции.
Читайте по теме:
Как определить в стихотворениях эпитеты, олицетворение, метафоры?
Как быстро выучить стих наизусть по литературе?
Эпитеты
Картина летнего дня насыщена сочными красками, которые нашли отражение в тексте в форме эпитетов:
- «прах летучий»;
- «небесная лазурь»;
- «под незримою пятой»;
- «широколиственно и шумно»;
- «внезапная тревога».
Олицетворение
Образы деревьев в стихотворении обладают человеческими качествами. Они испытывают чувства от наступившей грозы и даже ведут между собой беседу: «лесные гнутся исполины», «как совещаясь меж собой».
Метафоры
Звуковое сопровождение текста обеспечивается также с помощью метафор:
- «гроза смутит»;
- «гроза набежит»;
- «дубрава задрожит».
Читайте по теме:
Анализ других стихотворений Тютчева Ф.И.: история создания, тема, жанр, средства выразительности.