Автором стихотворения, написанного в 1832 году, является русский поэт – Евгений Абрамович Баратынский. Личность поэта считается одной из самых загадочных в русской литературе XIX века.
История создания
Творчество Евгения Абрамовича относится к Золотому веку русской литературы. Будущий поэт воспитывался в известной дворянской семье, благодаря чему получил качественное образование. В возрасте 12 лет Евгений был зачислен в самое престижное учебное заведение Российской империи – Пажеский корпус. С самого детства он мечтал пойти по стопам отца, который дослужился до звания генерала-лейтенанта, и стать военным.
После отчисления из учебного заведения Баратынский знакомится с П.А. Вяземским, Н.И, Гнедичем, А.А. Дельвигом и А.С. Пушкиным и другими знаменитыми литераторами. Общение с ними побудило Евгения Абрамовича взяться за перо. Следующие несколько лет начинающий поэт активно пишет и совершенствует свою технику.
Стихотворение «Весна, весна» было написано в 1832 году, когда Евгений Абрамович переживал тяжёлый творческий кризис. Причиной угнетённого состояния поэта стало закрытие журнала «Европеец», в котором печатались его труды. Произведение, посвящённое любимому времени года поэта, выражает его надежду на светлое будущее.
Тема
Главная тема стихотворения – радость, вызванная наступлением весны. Лирический герой произведения с удовольствием наблюдает за пробуждающейся от зимнего сна природой. Он отождествляет себя с окружающим миром и испытывает неподдельный восторг, глядя на обновление жизни.
Читайте по теме:
Как определить размер стихотворения?
Как определить композицию стихотворения?
Как определить основную тему стихотворения?
Как определить жанр стихотворения?
Композиция
Композиция стихотворения имеет чёткую и последовательную структуру. Произведение насчитывает восемь строф, написанных разностопным ямбом.
Стихотворение условно разделено на две смысловые части. В первой описывается наступление весны и восторженные чувства лирического героя. Во второй части звучит главная мысль стихотворения о том, что весна способна пробудить ото сна не только природу, но и душу человека.
Жанр
Стихотворение считается классическим примером пейзажной лирики. Но при этом в нем присутствуют элементы философских размышлений автора. Изображая природу, Баратынский обращается к чувствам человека.
Читайте по теме: Здесь можно посмотреть анализ других стихотворения для 6 класса, в т.ч. история создания, тема, композиция, жанр, средства выразительности.
Средства выразительности
Восторженное настроение стихотворения передаётся с помощью ряда средств художественной выразительности. Многочисленные восклицательные предложения демонстрируют искреннюю радость лирического героя и самого автора, вызванную наступлением долгожданной весны. Аллитерация позволяет читателю услышать звуки пробуждающейся природы.
Читайте по теме:
Как определить в стихотворениях эпитеты, олицетворение, метафоры?
Как быстро выучить стих наизусть по литературе?
Анализ стихотворений Баратынского
Эпитеты
Красочная атмосфера тёплого весеннего дня передаётся с помощью ярких эпитетов:
- «воздух чист»;
- «ясен небосклон»;
- «лазурь живая»;
- «солнечные лучи»;
- «ветхий лист»;
- «яркая вышина».
Олицетворение
По мнению Баратынского, природа, подобно человеку, способна чувствовать и испытывать различные эмоции. В произведении поэт наделяет объекты окружающего мира жизнью, используя персонификацию: «река несёт», «шумят ручьи», «летают облака».
Метафоры
Яркие образы природы дополняются метафорами:
- «небосклон слепит очи»;
- «крылья ветерка».