Автором стихотворения, написанного в 1840 году, является выдающийся русский писатель и поэт – Алексей Константинович Толстой. В произведении описываются чувства автора, возвратившегося на Родину после долгого отсутствия.
История создания
Алексей Константинович впервые побывал за границей в возрасте 10 лет. Он посетил ряд европейских стран, в числе которых были Германия и Италия. Именно эти страны больше всего восхитили юного писателя. В Германии, благодаря связям дяди, мальчик посетил приемы высокопоставленных чиновников, где познакомился со многими влиятельными людьми.
Воспитанием мальчика занимался его дядя, Алексей Перовский. В их доме часто собирались представители литературной элиты Петербурга, среди которых были выдающиеся поэты К.Ф. Рылеев, А.С. Пушкин и В.А. Жуковский. Общение с признанными мастерами художественного слова наложило отпечаток на формирование личности Толстого.
В 1840 году Алексей Константинович вернулся на Родину после длительной рабочей поездки. Нахлынувшие на него теплые чувства и воспоминания он изложил в стихотворении.
Тема
Основной темой стихотворения является религия. Алексей Толстой был глубоко верующими человеком. Он свято чтил устои и традиции православного общества. Поэт обращался к религии в самые сложные периоды жизни, поэтому она ассоциировалась у него со спасительной силой, помогающей пережить невзгоды.
Находясь за пределами Родины, поэт часто вспоминал о ней и мечтал о возвращении домой. Образ России в понимании Толстого неразрывно связан с православными храмами и религией.
Читайте по теме:
Как определить размер стихотворения?
Как определить композицию стихотворения?
Как определить основную тему стихотворения?
Как определить жанр стихотворения?
Композиция
Структура произведения представлена двумя смысловыми частями. В первой части автор описывает православный храм, образ которого связан с детскими воспоминаниями.
Во второй части описываются чувства лирического героя, услышавшего колокольный звон. Этот звук пробуждает в нем надежду на лучшее и помогает избавиться от плохих мыслей.
Жанр
В стихотворении присутствует большое количество религиозных образов и символов, поэтому оно несомненно относится к жанру религиозной лирики.
Размер произведения представлен двустопным ямбом. Такой размер в сочетании с перекрестной рифмой сделали ритм стихотворения похожим на церковный звон.
Читайте по теме: Здесь можно посмотреть анализ других стихотворения для 5 класса, в т.ч. история создания, тема, композиция, жанр, средства выразительности.
Средства выразительности
Использование различных приемов позволило сделать стихотворение мелодичным. Автор применил многократные повторы гласных и согласных звуков, чтобы добиться сходства с колокольным звоном. Настроение произведения радостное и возвышенное, поскольку именно в религии автор видел спасение для человеческой души.
Читайте по теме:
Как определить в стихотворениях эпитеты, олицетворение, метафоры?
Как быстро выучить стих наизусть по литературе?
Эпитеты
Чтобы передать трепетное отношение лирического героя к религии и показать ее живительную силу, были использованы следующие тропы:
- «храм пятиглавый»;
- «звон призывный»;
- «край родимый»;
- «край благодатный»;
- «непонятная тоска»;
- «мечта чудесная»;
- «пространства небесные».
Олицетворение
Алексей Константинович применил персонификацию, чтобы описать трепетное отношение к религии и родным местам: «звон зовет и манит».
Метафоры
Раскрытию авторского замысла способствовали метафоры:
- «сердце дрожит и тает»;
- «томим тоскою».