Не секрет, что самобытные пейзажи матушки-России вдохновляли мастеров пера во все эпохи. Творчество Алексея Николаевича Плещеева не стало исключением. Поэт тоже вдохновлялся колоритными пейзажами нежной весны.
Анализируемое произведение вобрало в себя жизнеутверждающие мотивы, вызванные ежегодным пробуждением природы. Оно переполнено радостными предчувствиями и надеждами. Дата написания – 1872 год.
История создания
О значимых предпосылках к написанию «Весны» литературоведы не сообщают. Возможно, автора вдохновили весенние пейзажи, которыми он любовался во время прогулок. Так или иначе, Алексей Николаевич Плещеев мастерски передал разнообразие и самобытность русской природы.
Тема
В произведении следует выделять такие ключевые темы:
- неповторимая красота ранней весны;
- вдохновение, счастье и мечты, которые дарит человеку весенняя природа;
- творческий подъем, посещающий поэта именно весной;
- искренняя радость детей, ведь только они способны заметить и оценить весенние чудеса в полной мере;
- ощущение свободы и легкости, приходящее к людям после завершения студеной зимы.
Лирический герой испытывает душевное обновление, любуясь постепенно пробуждающейся природой. Он радуется каждому солнечному лучу, предвкушает соловьиные трели и буйство зелени.
Зима видится лирическому герою злой и лютой. Он уверен, что даже людям с тяжелой судьбой красавица-весна способна подарить хотя бы толику радости и гармонии.
Природа оживает медленно, но уже совсем скоро весна полностью вступит в свои права. Заслышав пенье птиц и ощутив первое теплое солнышко, каждый человек будто бы рождается заново. Появляются смелые мечты, возрождаются надежды, строятся планы.
Читайте по теме:
Как определить размер стихотворения?
Как определить композицию стихотворения?
Как определить основную тему стихотворения?
Как определить жанр стихотворения?
Композиция
Композиционно делится на пять четверостиший. Условно включает три смысловые части.
В итоге читателю раскрывается ключевая идея стихотворения – тесная и неразрывная взаимосвязь природы и мира людей.
- Первая часть красочно описывает раннюю весну.
- Далее передаются светлые эмоции, вызванные наступлением теплых погожих дней.
- Заключительная часть торжественно раскрывает тему единства человека и природы. А также здесь описывается неподдельная радость крестьян.
Жанр
Перед нами безупречный пример пейзажной лирики.
Произведение написано четырехстопным ямбом, рифмовка перекрестная.
Читайте по теме: Здесь можно посмотреть анализ других стихотворения для 5 класса, в т.ч. история создания, тема, композиция, жанр, средства выразительности.
Средства выразительности
Автор не скупится на разнообразные и красивые тропы. Именно они позволяют в полной мере передать идейную задумку Алексея Николаевича.
Торжественность и пафос, а также восклицания создают волшебное, праздничное настроение.
В тексте встречаются сравнения, например: «сердце… стучит, как будто ждет чего-то». Есть инверсии: «засвищут соловьи» или «тает снег».
Читайте по теме:
Анализ других стихотворений Плещеева
Как определить в стихотворениях эпитеты, олицетворение, метафоры?
Как быстро выучить стих наизусть по литературе?
Эпитеты
- «злых метелей и бурь»;
- «беззаботных птичек»;
- «звонкий смех».
Олицетворение
В тексте особое место отведено олицетворениям:
- «лес оденется…»;
- «зима унесла»;
- «ручьи бегут»;
- «смех… и пенье… говорят».
Метафоры
Встречаются такие метафоры:
- «пора метелей злых и бурь»;
- «небесная лазурь».
Кроме того, в тексте зимние образы намеренно противопоставлены весне.