Афанасий Афанасьевич Фет написал данное стихотворение в 1891 году. На протяжении всей жизни главным источником вдохновения поэта была природа. Именно к ней он обращался в поисках ответов на вопросы. Она побуждала поэта к действию и придавала сил в самые трудные периоды жизни.
История создания
Фет написал стихотворение уже будучи человеком преклонного возраста. Приближаясь к концу жизненного пути, автор подводит итоги прожитых лет и размышляет на тему одиночества.
История создания лирического произведения напрямую связана с личной трагедией Фета. В возрасте 25 лет Афанасий Афанасьевич встретил девушку по имени Мария Лазич. Практически сразу у молодых людей завязались романтические отношения. Вопреки ожиданиям окружающих, предложения руки и сердца не последовало. Фет понимал, что, женившись на Марии, он не сможет получить столь желаемый дворянский титул. В конечном итоге, амбиции молодого человека взяли верх над чувствами. Фет расстался с любимой девушкой и через некоторое время женился на Марии Боткиной, происходившей из известной купеческой династии.
Судьба Марии Лазич оказалась весьма трагичной – девушка погибла в результате пожара. После случившегося Фет до конца жизни считал себя виновным в гибели возлюбленной.
Впоследствии лирика Афанасия Афанасьевича приобрела характерный оттенок печали.
Тема
В стихотворении затрагивается сразу несколько тем. Одна из них – взаимосвязь человека с природой. Автор изображает перед читателями лесной пейзаж. Красота природы описывается посредством размышлений лирического героя.
Вторая тема касается одиночества. Герой произведения находится посреди леса и пытается разобраться в собственных чувствах.
Читайте по теме:
Как определить размер стихотворения?
Как определить композицию стихотворения?
Как определить основную тему стихотворения?
Как определить жанр стихотворения?
Композиция
Произведение состоит из трёх взаимосвязанных строф, образующих две смысловые части. Первая строфа описывает состояние одиночества героя, находящегося в лесу.
Во второй и третьей строфе герой слышит звука рога и понимает, что он не один. Настроение стихотворения становится более радостным.
Жанр
Печальные рассуждения лирического героя, переплетающиеся с описаниями природы, указывают на жанр элегии. Размер стихотворения – разностопный дактиль с перекрёстной рифмой.
Читайте по теме:
Как определить в стихотворениях эпитеты, олицетворение, метафоры?
Как быстро выучить стих наизусть по литературе?
Средства выразительности
Для описания картины лесного пейзажа автор воспользовался различными средствами художественной выразительности. В первой строфе встречается антитеза: «в лесу одному и жутко, и весело». Этим приёмом автор хотел показать противоречивые чувства лирического героя по отношению к одиночеству.
Афанасий Афанасьевич использовал аллитерацию, чтобы максимально погрузить читателей в атмосферу леса. Настроение радости передаётся при помощи восклицательных предложений.
Читайте по теме: Здесь можно посмотреть анализ других стихотворения для 6 класса, в т.ч. история создания, тема, композиция, жанр, средства выразительности.
Эпитеты
Яркие образы в стихотворении были созданы с помощью эпитетов:
- «взывающий рог»;
- «странник бедный»;
- «нежно приветствуешь».
Олицетворение
Персонификация наделяет неодушевлённые образы свойствами живых существ: «ель рукавом мне тропинку завесила».
Метафоры
В тексте встречаются следующие метафоры:
- «листья кружатся у ног»;
- «медный глашатай»;
- «мёртвые что мне листы».
Читайте по теме:
Анализ других стихотворений Фета А.А.: история создания, тема, жанр, средства выразительности.