Темы любви и природы тесно переплетаются и органично дополняют друг друга в произведениях Афанасия Афанасьевича Фета. Анализируемое стихотворение было создано и опубликовано в 1857 году.
История создания
История написания лирического произведения тесно связана с биографическими фактами. Стихотворение появилось после женитьбы поэта на Марии Боткиной. В том же году состоялась дебютная публикация в печатном издании «Русский вестник».
Свадьба стала для поэта попыткой наладить финансовое положение. Потому как его супруга родилась в богатой семье. К сожалению, глубоких чувств к жене Афанасий Фет не испытывал.
Известно, что в молодости литератор пылал любовью к Марии Лазич. Но влюбленным пришлось расстаться из-за серьезных денежных проблем. После разрыва отношений случается пожар, в котором возлюбленная Фета трагически погибает. Невосполнимую утрату поэт переживал долго и тяжело.
Произведение наполнено оптимистическими ожиданиями. Однако в заключительной строфе Фет выказывает память той, которую в действительности любил.
Тема
Ключевые темы: невероятная эстетика русской природы весной, творческое вдохновение и, конечно же, любовь. Настроение стиха мажорное, тем не менее, в нем прослеживаются нотки грусти.
Восхищение лирического героя передается посредством символов и многогранной образности. Весенние пейзажи Фета пестрят радостью и надеждами.
Береза, соловьиная песня, невольная песня – все это не просто слова. Поэт выражается аллегорично. Описывая природу, Афанасий Афанасиевич подразумевает конкретных женщин, испытываемые чувства, трагические события прошлого и вероятное счастливое будущее.
Читайте по теме:
Как определить размер стихотворения?
Как определить композицию стихотворения?
Как определить основную тему стихотворения?
Как определить жанр стихотворения?
Композиция
Композиционное строение отличается простотой и включает две смысловые части. Они неравнозначны, объем первой больше.
В первой части внутреннее состояние, настроение лирического героя описываются с помощью пейзажей. Перед нами полноценный монолог, акцентирующий внимание на красоте майской ночи.
Затем происходит гармоничный переход ко второму смысловому блоку. Произведение включает четыре катерна, в каждом из которых полномерно раскрываются все пейзажные детали.
Жанр
Перед нами элегия, написанная пятистопным ямбом с перекрестной рифмовкой.
Несмотря на восторженные описания весенней ночи, в тексте отчетливо прослеживаются печальные, тоскливые настроения.
Читайте по теме: Здесь можно посмотреть анализ других стихотворения для 7 класса, в т.ч. история создания, тема, композиция, жанр, средства выразительности.
Средства выразительности
Тропы, мастерски подобранные поэтом, не только прекрасно описывают весенние пейзажи. Они также используются для описания психологического состояния.
В тексте следует выделить риторические восклицания. В частности ими изобилует первая строфа. Есть много сравнений.
Читайте по теме:
Как определить в стихотворениях эпитеты, олицетворение, метафоры?
Как быстро выучить стих наизусть по литературе?
Эпитеты
Эпитеты разнообразны:
- «дева новобрачная»;
- «песня соловьиная»,
- «невольная песня»;
- «…свеж и чист».
Олицетворение
Входят в состав метафор:
- «лист… манит»;
- «березы ждут»;
- «звезды… смотрят»;
- «толпа туч пролетает»;
- «вылетает май».
Метафоры
Именно метафоричность занимает приоритетное место в анализируемом произведении. Например: «в воздухе… разносится тревога и любовь».
Читайте по теме:
Анализ других стихотворений Фета А.А.: история создания, тема, жанр, средства выразительности.