Афанасий Афанасьевич Фет написал данное стихотворение в 1857 году. Поэта заслуженно прозвали мастером пейзажной лирики. Ему нравилось наблюдать за течением жизни окружающего мира, а затем преобразовывать свои наблюдения в художественный текст.
История создания
К моменту написания стихотворения Афанасий Афанасьевич уже был состоявшимся поэтом. Природа всегда занимала значимое место и в жизни, и в творческой деятельности поэта. Она была той силой, которая подталкивала его к философским размышлениям о незыблемости мироздания.
Мотивом, побудившим Фета к написанию стихотворения, стало наблюдение за привычной картиной приближения дождя. Автор запечатлел в произведении тот миг, когда природа замирает в ожидании надвигающейся стихии. Стихотворение получилось необычайно проникновенным. Во время чтения возникает ощущение присутствия рядом с автором в тот самый весенний день.
Тема
Тема стихотворения – весенний дождь как символ обновления природы. В тексте показано постепенное приближение долгожданного дождя. Поэт наделяет природу способностью чувствовать, чтобы передать красоту обыденного на первый взгляд явления. Настроение стихотворения возвышенное, поскольку наступление весны символизирует начало новой жизни.
Читайте по теме:
Как определить размер стихотворения?
Как определить композицию стихотворения?
Как определить основную тему стихотворения?
Как определить жанр стихотворения?
Композиция
Композиционно стихотворение делится на три части, объединенные одной темой. В первой части представлена картина ясной погоды. Если присмотреться внимательнее, можно заметить тонкий намек на скорую перемену погодных условий. Купающийся в пыли воробей является символом приближения дождя.
Следующая строфа еще больше усиливает ощущение надвигающейся стихии. Момент непосредственного начала дождя автор изобразил как нечто прекрасное. Мягкий весенний дождь не является в произведении разрушительной стихией. Наоборот, он показан как маленькое чудо, дарующее новую жизнь.
Жанр
Обилие природных описаний позволяет отнести произведение к жанру пейзажной лирики. Целью автора было запечатление на бумаге прекрасного весеннего дня. Поэт любил наблюдать за красотой природы, поэтому часто посвящал ей произведения.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом, который придал произведению торжественное настроение. Спокойный и размеренный темп произведения обеспечила перекрестная рифма.
Читайте по теме: Здесь можно посмотреть анализ других стихотворения для 5 класса, в т.ч. история создания, тема, композиция, жанр, средства выразительности.
Средства выразительности
В стихотворении показана картина прекрасного весеннего дня. Автор использовал различные средства выразительности, чтобы максимально насытить произведение красками.
Особую роль в произведении играют глаголы, которые Фет использовал, чтобы добавить динамичности тексту.
Благодаря чередованию гласных и согласных звуков удалось передать радостное настроение лирического героя, наблюдающего за происходящими изменениями в природе.
Читайте по теме:
Как определить в стихотворениях эпитеты, олицетворение, метафоры?
Как быстро выучить стих наизусть по литературе?
Эпитеты
Чтобы изобразить яркую картину весеннего пейзажа и насытить произведение живыми образами использовались эпитеты:
- «золотая пыль»;
- «душистый мед»;
- «свежие листья».
Олицетворение
Афанасий Афанасьевич использовал олицетворение, чтобы показать сходство между чувствами природы и человека: «воробей купается», «опушка стоит».
Метафоры
Для более глубоко погружения в произведение использовались следующие метафоры:
- «солнце блещет»;
- «качаясь, движется завеса»;
- «что-то подошло и барабанит».
Читайте по теме:
Анализ других стихотворений Фета А.А.: история создания, тема, жанр, средства выразительности