Стихотворение написано Николаем Степановичем Гумилевым в 1909 году. Творчество автора относится к периоду Серебряного века в русской поэзии. Гумилев был одним из основоположников школы акмеизма. Приверженцы данного литературного течения отрицали идеи символизма.
История создания
Николай Степанович с детства увлекался рассказами о морских приключениях. Поэта завораживала тема дальних странствий, и он мечтал объездить весь мир. В 1909 году хороший друг Гумилева пригласил его в Крым.
Приехав в Коктебель, поэт был восхищен красотой этих мест. Величественные горы в сочетании с потрясающими морскими пейзажами оказали положительное воздействие на творчество Гумилева. Днем Николай Степанович совершал длительные прогулки вдоль побережья, а ночью, вдохновленный увиденным, принимался за работу. Результатом этой поездки стала поэма «Капитаны».
Тема
Стихотворение состоит из четырех глав, которые объединяет тема морских странствий. Лирический герой изображен в роли моряка. В первой части произведения автор рисует идеализированный образ капитана морского судна, который с легкостью преодолевает любые трудности в пути.
Во второй части поэт восхваляет великих первооткрывателей, которые отправились покорять неизведанные места вопреки всем сложностям.
Третья части написана в стиле классических романов о приключениях пиратов. Автор описывает досуг морских путешественников, вышедших на сушу.
В заключительной главе прослеживается отсылка легендарному кораблю-призраку, который уже целую вечность скитается по морям и океанам.
Читайте по теме:
Как определить размер стихотворения?
Как определить композицию стихотворения?
Как определить основную тему стихотворения?
Как определить жанр стихотворения?
Композиция
Поэма «Капитаны» представляет собой цикл из четырех взаимосвязанных стихотворений. Каждая часть посвящена рассказу об образе жизни морских путешественников.
Жанр
Сентиментальные рассуждения лирического героя в сочетании с описаниями окружающей природы позволяют определить жанр стихотворения – элегия. Примечательно, что каждая глава имеет собственный стихотворный размер (анапест, амфибрахий, хорей, ямб).
Читайте по теме: Здесь можно посмотреть анализ других стихотворения для 5 класса, в т.ч. история создания, тема, композиция, жанр, средства выразительности.
Средства выразительности
В момент создания произведения литературные взгляды Гумилева все еще формировались, поэтому в стихотворении прослеживаются ноты романтизма. Использование гипербол и аллитерации придало произведению динамику. Этот эффект усиливается перекрестной рифмой строк и глаголами, стоящими в форме повелительного наклонения.
Для описания красоты морского простора автор использовал целую палитру красок: «зеленые зыби морей», «белые клочья пены», «желтый свет маяка».
Читайте по теме:
Как определить в стихотворениях эпитеты, олицетворение, метафоры?
Как быстро выучить стих наизусть по литературе?
Анализ других стихотворений Гумилева
Эпитеты
Передать великолепие морских пейзажей и отважный дух моряков удалось с помощью ярких эпитетов:
- «меж базальтовых скал и жемчужных»;
- «дерзостный путь»;
- «острый и уверенный взгляд»;
- «трепещущий мостик»;
- «многозвездная ночь».
Олицетворение
Море предстает в образе божества, которое восхваляет прославленных мореплавателей: «о ваших победах гремят в дифирамбе седые валы, набегая на мыс».
Метафоры
Раскрытию образов и более глубокому погружению в тему способствовали метафоры:
- «солью моря пропитана грудь»;
- «безумствует море»;
- «какие наркозы когда-то рождала для вас глубина».