Федор Иванович Тютчев написал стихотворение в 1828 году, будучи ещё совсем молодым. В творческой деятельности автора лирическое произведение занимает значимое место. Тютчев преклонялся перед могуществом природы и посвятил ей множество работ.
История создания
Федор Иванович создал стихотворение в 1828 году, когда пребывал в Западной Европе с дипломатической миссией. Данный период жизни поэта можно назвать беззаботным. В свободное от работы время он посещал светские рауты, где общался с известными немецкими философами. Молодой человек черпал вдохновение в идеях мыслителей, а позднее излагал собственные чувства и переживания на бумаге.
Первоначальный текст произведения был переписан Тютчевым четверть века спустя. Мотивы поступка автора до сих пор неизвестны. Оригинальный текст не сохранился, поэтому современным читателям доступен исправленный вариант.
Тема
В стихотворении автор вновь обращается к излюбленной теме природы и ее взаимосвязи с человеческой жизнью. Поэт сравнивает природную стихию с вечным круговоротом жизни. Гроза в произведении символизирует новое начало.
В конце стихотворения автор использовал мифологический фрагмент, упомянув Гебу, богиню молодости. Обращение к античности позволило автору провести параллель между циклом жизни окружающего мира и человека.
Каждая строчка произведения передает трепетное отношение автора к природе.
Читайте по теме:
Как определить размер стихотворения?
Как определить композицию стихотворения?
Как определить основную тему стихотворения?
Как определить жанр стихотворения?
Композиция
По структуре стихотворение делится на три части. Первая целиком посвящена главной теме – весенней грозе. Во второй части описывается картина оживления природы во время дождя. В заключительной части автор обращается к мифологии, показывая, что некоторые явления остаются неизменными. В данном фрагменте прослеживается философская мысль о том, что все в мире движется по кругу.
Жанр
Стиль стихотворения является характерным для пейзажной лирики. Произведение относится к раннему периоду творчества автора, но в нем уже четко прослеживаются фрагменты философской лирики. Тютчев обращается к природе, пытаясь понять законы человеческого бытия.
Стихотворение написано привычным для автора размером – четырехстопным ямбом. Чередование двух видов рифм наделило текст мелодичным звучанием.
Читайте по теме: Здесь можно посмотреть анализ других стихотворения для 5 класса, в т.ч. история создания, тема, композиция, жанр, средства выразительности.
Средства выразительности
Автор рисует перед глазами читателей пейзаж во время весенней грозы. Чтобы передать восхитительное ощущение свежести и предчувствие новой жизни, он использовал различные тропы.
Звуки бушующей грозы Тютчев передал при помощи аллитерации. Возвышенное настроение стихотворения чувствуется через инверсию и многократные восклицательные конструкции.
Читайте по теме:
Как определить в стихотворениях эпитеты, олицетворение, метафоры?
Как быстро выучить стих наизусть по литературе?
Эпитеты
Основными средствами художественной выразительности в тексте являются эпитеты:
- «весенний первый гром»
- «шум нагорный»
- «дождевые перлы»
- «громокипящий кубок»
Олицетворение
Поэт оживил природу с помощью персонификации: «поток бежит», «гром резвится и играет».
Метафоры
Для придания тексту большей выразительности были использованы следующие метафоры:
- «солнце нити золотит»
- «гром грохочет»
- «пыль летит»
Читайте по теме:
Анализ других стихотворений Тютчева Ф.И.: история создания, тема, жанр, средства выразительности.