Автором стихотворения является выдающийся поэт, представитель Золотого века русской литературы – Федор Иванович Тютчев. Дата написания стихотворения – 1835 год. Первая публикация состоялась уже после смерти автора, в 1879 году.
История создания
Ко времени создания произведения, Тютчев провел в Германии практически 15 лет жизни. Поэт занимался дипломатической деятельностью, и не имел возможности посетить родные места. Со временем он обзавелся семьей, но тоска по России не оставляла его. Федор Иванович надеялся, что однажды ему представится возможность вернуться домой.
На написание стихотворения поэта вдохновило наблюдение за полетом коршуна над полями. Одолеваемый тоской, Тютчев размышлял о неограниченной свободе, доступной лишь птицам.
Тема
Главная тема произведения – свобода человека. На первый взгляд обыденное наблюдение за миром природы натолкнуло Тютчева на глубоко философские размышления.
Поэт рассуждает о том, что человек, являясь венцом мироздания, не обладает истинной свободой. Общество намеренно создает рамки, ограничивающие физическую и духовную свободу личности. В отличие от птицы, человек не способен воспарить над землей. Мысль об ограниченности человеческой жизни наводит на автора состояние безысходности. Он понимает, что человек бессилен перед величием природы.
Читайте по теме:
Как определить размер стихотворения?
Как определить композицию стихотворения?
Как определить основную тему стихотворения?
Как определить жанр стихотворения?
Композиция
Структура стихотворения представлена двумя равнозначными частями, каждая из которых насчитывает четыре строки. Описание природы сочетается с внутренним монологом лирического героя. Он наблюдает за птицей, свободно парящей над землей, и осознает бренность собственного существования. Стихотворение пронизано грустью и вызывает чувство некой обреченности.
Жанр
Минорная тональность произведения определяет его жанр. Это классический пример элегии, передающей чувство подавленности и безысходности. Написан стих четырехстопным ямбом, с использованием мужской рифмы.
Читайте по теме: Здесь можно посмотреть анализ других стихотворения для 6 класса, в т.ч. история создания, тема, композиция, жанр, средства выразительности.
Средства выразительности
Небольшое по объему произведение содержит несколько видов тропов. В основе стихотворения лежит антитеза – небо противопоставляется земле, свобода – неволе. При помощи тавтологии автор хотел подчеркнуть основную мысль произведения. Повтор слова «земля» демонстрирует привязанность человека к неким условностям, ограничивающим свободу действий.
Использование восклицательных конструкций сделало речь лирического героя более эмоциональной. Обращаясь к вольной птице, он сетует на предопределенность судьбы.
Прибегнув к приему сравнения, поэт хотел показать разницу между положением вольнолюбивого коршуна и увязнувшего в заботах человека.
С помощью повторяющихся шипящих согласных автор воссоздал звук взмахов крыльев. Инверсия повысила эмоциональную выразительность текста.
Читайте по теме:
Как определить в стихотворениях эпитеты, олицетворение, метафоры?
Как быстро выучить стих наизусть по литературе?
Эпитеты
С помощью эпитетов Тютчев передал восхищение лирического героя гордой и свободной птицей:
- «два мощных, два живых крыла»
Метафоры
Яркие образы в стихотворении были созданы благодаря метафорам:
- «природа-мать»
- «ушел за небосклон»
- «я, царь земли, прирос к земли»
Читайте по теме:
Анализ других стихотворений Тютчева Ф.И.: история создания, тема, жанр, средства выразительности.