Фёдор Иванович Тютчев написал стихотворение в 1849 году. Автор лирического произведения был признанным мастером философской лирики. В свои работы Тютчев непременно закладывал глубинный философский смысл, который под силу разглядеть только внимательному читателю.
История создания
На создание стихотворения поэта вдохновила гроза, заставшая его в пути. Летом 1849 года поэт решил отложить рабочие дела и взять небольшой отпуск. Местом назначения была выбрана маленькая деревушка под Петербургом. По дороге туда Тютчев стал свидетелем начинающейся грозы.
Поэт решил перенести на бумагу чувства, возникшие при виде данной картины. Автор отобразил в произведении тот едва уловимый миг, когда всё живое застыло в ожидании непогоды. Строки стихотворения правдиво передают эти ощущения. Читая лирическое произведение, можно ощутить звенящую тишину, возникающую за считанные минуты до грозы.
Тема
В произведении автор изобразил картину поэтапного развития бури, с самого её начала и до конца. Тема стихотворения – изображение мира природы, застывшего в предвкушении грозы. В начале произведения Тютчев рисует картину появления грозовых туч на горизонте. Строка «Чу, за тучей прогремело» передаёт первые раскаты грома, знаменующие стремительное приближение непогоды.
Затем наступает момент бури, когда вспышки молнии разносятся по небу, а дождь наполняет всё вокруг жизнью. Гроза в стихотворении символизирует обновление природы. В конце буря стихает, и жизнь возвращается на круги своя.
Читайте по теме:
Как определить размер стихотворения?
Как определить композицию стихотворения?
Как определить основную тему стихотворения?
Как определить жанр стихотворения?
Композиция
Стихотворение состоит из пяти строф, написанных четырёхстопным хореем. В произведении присутствует перекрёстная рифмовка. Структура стихотворения представлена кольцевой композицией. Звуковая организация произведения позволяет с помощью слов передать раскаты грома и резкие порывы ветра.
Жанр
По жанру стихотворение относится к пейзажной лирике. В произведении описывается картина наступления непогоды. Не обошлось без доли философских мыслей автора. Изобразив стихию в полном её разгаре, Тютчев даёт читателю понять, что любая буря рано или поздно заканчивается. Основная идея произведения – показать, что солнце обязательно выглянет из-за туч.
Читайте по теме: Здесь можно посмотреть анализ других стихотворения для 6 класса, в т.ч. история создания, тема, композиция, жанр, средства выразительности.
Средства выразительности
При помощи различных средств выразительности автору удалось не только изобразить красоту природы, но и обеспечить тексту звуковое сопровождение.
В тексте произведения встречаются примеры синтаксического параллелизма, аллитерации, ассонанса, гиперболы.
Читайте по теме:
Как определить в стихотворениях эпитеты, олицетворение, метафоры?
Как быстро выучить стих наизусть по литературе?
Эпитеты
Стихотворение насыщено эпитетами, посредством которых передаётся красота природы в разгар стихии:
- «ветер тёплый»
- «зеленеющие нивы»
- «дальний гром»
- «пламень белый и летучий»
- «смятенная земля»
- «синяя молния»
Олицетворения
Использование приёма олицетворения позволило наделить человеческими качествами центральные образы произведения – землю, небо, грозу и солнце.
Метафоры
В тексте произведения встречаются следующие метафоры:
- «солнце смотрит»
- «принахмурилась земля»
- «солнце взглянуло исподлобья»
Читайте по теме:
Анализ других стихотворений Тютчева Ф.И.: история создания, тема, жанр, средства выразительности.