Стихотворение принадлежит перу Афанасия Афанасьевича Фета, выдающегося поэта-лирика XIX века. Период написания произведения относится к 1854 году. К тому времени Фет уже добился потрясающих успехов в творческой деятельности. Автора заслуженно причислили к числу лучших поэтов, творивших в жанре пейзажной лирики.
История создания
Время написания стихотворения относится к периоду в жизни Фета, когда он уже успел стать значимой фигурой в кругу литераторов. В 1850-е годы поэт познакомился в великими русскими писателями и поэтами, среди которых были И.С. Тургенев, И.А. Гончаров и Н.А. Некрасов. В дальнейшем Фет знакомится с редакторами популярных в то время изданий. Позднее именно эти издания будут публиковать работы поэта.
На создание лирического произведения поэта вдохновила природа, красоту которой Фет неустанно воспевал. Он подмечал любые изменения в окружающем мире. А.А. Фету особенно нравилось наблюдать за плавной сменой времён года. Впоследствии рассуждения автора превратились в восхитительное и проникновенное произведение.
Тема
В стихотворении описывается пограничное состояние природы, когда всё вокруг замерло в ожидании смены времени года. Зима не торопится складывать свои полномочия, но природа постепенно пробуждается, предвкушая начало новой жизни. Тема стихотворения – любовь к природе.
Автор стихотворения выступает в роли лирического героя, который умиротворённо наблюдает за происходящим вокруг. Он знает, что за внешним спокойствием окружающего мира скрывается бурная подготовка к приходу весны. Лирический герой подмечает малейшие изменения обстановки и чувствует, что уже совсем скоро весна вступит в свои права.
Читайте по теме:
Как определить размер стихотворения?
Как определить композицию стихотворения?
Как определить основную тему стихотворения?
Как определить жанр стихотворения?
Композиция
Стихотворение насчитывает три строфы. В каждой из строф – ровно пять строк. В основе произведения лежит антитеза. Первая и вторая строфы посвящены описанию зимы, которая совсем не собирается уходить. Третья строфа предсказывает скорое наступление тепла.
Написано произведение четырёх- и пятистопным ямбом, с чередованием мужской и женской рифмы.
Жанр
Эмоциональный настрой стихотворения позволяет определить жанр – это элегия. Начало произведения овеяно лёгкой грустью. Конец стихотворения имеет более радостное настроение, поскольку в третьей строфе появляется надежда на лучшее.
Читайте по теме: Здесь можно посмотреть анализ других стихотворения для 6 класса, в т.ч. история создания, тема, композиция, жанр, средства выразительности.
Средства выразительности
Стихотворение содержит большое количество различных тропов, помогающих описывать красоту природы. Одним из ключевых средств выразительности является антитеза, поскольку именно на её основании строится сюжет произведения (зима противопоставляется весне).
Использование приёма синтаксического параллелизма (повтор «ещё») усиливает предвкушение грядущей весны.
Читайте по теме:
Как определить в стихотворениях эпитеты, олицетворение, метафоры?
Как быстро выучить стих наизусть по литературе?
Эпитеты
Для художественного обогащения текста автор использовал следующие эпитеты:
- «душистая весна»
- «замороженный путь»
- «румянец сизый»
- «красавица степная»
Олицетворения
К примерам использования персонификации относятся выражения: «солнце греет», «краснеет липа».
Метафоры
С целью придания тексту большей выразительности были использованы следующие метафоры:
- «зарёй гремит телега»
- «нега не успела снизойти»
Читайте по теме:
Анализ других стихотворений Фета А.А.: история создания, тема, жанр, средства выразительности.