Стихотворение было написано в 1830 году выдающимся русским поэтом Фёдором Ивановичем Тютчевым. Произведение относится ко второму периоду творчества Тютчева, когда у автора уже выработался собственный стиль письма. В стихотворении присутствуют фольклорные и философские элементы.
История создания
В 1821 году Фёдор Иванович отправился на государственную службу в Германию. Там он занимал должность атташе при иностранной коллегии Российской империи. В этот период поэт познакомился с великими немецкими мыслителями – Гейне и Шеллингом. Знакомство с философами во многом предопределило дальнейший путь развития творчества Тютчева.
Спустя девять лет, в 1830 году, было написано стихотворение «Листья», в котором отображены философские идеи Гейне и Шеллинга. Тютчев развил в произведении идею мыслителей о единстве противоположностей в природе.
Тема
Тема природы красной нитью проходит через всё творчество поэта. Могущественность и великолепие природы не только восхищало Тютчева, но и побуждало к философским размышлениям.
В произведении роль лирического героя отводится листьям. Подобно человеку, у них есть мечты, характер и даже настроение. Автор вновь сравнивает человека и природу. Он обращает внимание на то, что у листьев тоже есть жизнь, которая несопоставимо коротка по сравнению с человеческой. Листья мечтают о лучшей судьбе, им противна сама мысль о бессмысленном существовании.
Темой произведения являются размышления о жизни. Описывая природу, автор обращается к вечным вопросам, на которые по-прежнему не существует однозначного ответа.
Главный посыл стихотворение заключается в том, что жизнь быстротечна, поэтому её необходимо прожить ярко, со смыслом, а не тратить впустую драгоценные дни.
Читайте по теме:
Как определить размер стихотворения?
Как определить композицию стихотворения?
Как определить основную тему стихотворения?
Как определить жанр стихотворения?
Композиция
По структуре стихотворение состоит из четырёх частей. В каждой части насчитывается восемь строф, которые построены по принципу синтаксического параллелизма. Настроение в произведении меняется в зависимости от части. Третья часть стихотворения описывает наступление осени. Несмотря на то, что наступление осенней поры знаменует окончание жизненного цикла листьев, они не падают духом.
Жанр
Условно произведение относится к пейзажной лирике, поскольку характеризуется описанием природы и отсутствием лирического героя в привычном виде. На самом же деле, стихотворение принадлежит жанру философской лирики.
Читайте по теме: Здесь можно посмотреть анализ других стихотворения для 6 класса, в т.ч. история создания, тема, композиция, жанр, средства выразительности.
Средства выразительности
Стихотворение отличается обилием использованных средств выразительности. Среди них выделяется антитеза – в первой части стихотворения автор использовал данный приём, чтобы показать разницу между сосновыми иголками и листьями. Ещё одним примером является противопоставление времён года.
В стихотворении присутствует риторическое обращение «о буйные ветры!» и перифраз «лёгкое племя».
Читайте по теме:
Как определить в стихотворениях эпитеты, олицетворение, метафоры?
Как быстро выучить стих наизусть по литературе?
Синквейн к стихотворению «Листья» Тютчева
Эпитеты
Стихотворение изобилует разнообразием эпитетов:
- «тощая зелень»
- «красное лето»
- «с докучных ветвей»
- «буйные ветры»
- «краткое время»
Олицетворение
Листья выступают в роли лирического героя. Автор приписал им человеческие качества, прибегнув к использованию олицетворения.
Метафоры
В тексте стихотворения встречаются следующие метафоры:
- «сосны и ели, закутавшись, спят»
- «зефиры ушли»
Читайте по теме:
Анализ других стихотворений Тютчева Ф.И.: история создания, тема, жанр, средства выразительности.