Автор столь проникновенного стихотворения – Афанасий Афанасьевич Фет. Один из наиболее утончённых лириков, именно так называли великого поэта, написал данное произведение в 1883 году. В это время автор уже отошёл от дел и мог с головой окунуться в творческую деятельность. Произведение написано в характерном для Фета стиле. Автор затрагивает излюбленные темы и использует для их раскрытия разнообразные средства художественной выразительности.
История создания
Афанасий Фет написал стихотворение уже будучи человеком преклонного возраста. Точная дата создания лирического произведения – 31 декабря 1883 года. Автор неслучайно решил написать стих именно в последний день уходящего года. Именно таким образом он решил подвести некий итог года, а также поразмышлять над смыслом прожитых лет.
Данное стихотворение является квинтэссенцией житейского опыта, мудрости и мастерства. Соединив в произведении сразу несколько тем, автор не только создал красивый поэтичный текст, но также затронул важные философские вопросы. Помимо этого, в произведении присутствуют черты религиозной тематики.
Тема
В произведении четко прослеживаются несколько тем. Первая – взаимоотношения между человеком и природой. Именно эта тема наиболее часто встречается в творчестве поэта. По названию стихотворения становится понятно отношение автора к природе. С первой же строки Фет призывает читателя прислушаться к ней, и даже перенять некий опыт.
Вторая тема стихотворения связана с религией. Автор подчёркивает, что только вера поможет людям пережить жизненные невзгоды. Он также убеждает читателя в том, что не существует трудностей, которые человек не мог бы пережить. И если начало стиха несет немного пессимистичный настрой, то во второй половине это настроение сменяется изрядной долей оптимизма. А основе оптимизма лежит вера.
Читайте по теме:
Как определить размер стихотворения?
Как определить композицию стихотворения?
Как определить основную тему стихотворения?
Как определить жанр стихотворения?
Композиция
Стихотворение состоит из трех взаимосвязанных и последовательных строф. В первой перед читателем предстают деревья, переносящие зимнюю стужу. Во второй строфе атмосфера становится еще более гнетущей. Однако с началом третьей строфы приходит понимание того, что все трудности носят временный характер. Ведь даже самая холодная зима рано или поздно закончится. На смену ей придет весна, которая станет началом счастливой жизни.
Жанр
Произведение относится к жанру пейзажной и философской лирики. Размер стиха представляет собой пятистопный ямб с использованием перекрестной рифмовки.
Читайте по теме: Здесь можно посмотреть анализ других стихотворения для 6 класса, в т.ч. история создания, тема, композиция, жанр, средства выразительности.
Средства выразительности
Произведение насыщено различными тропами. С их помощью автору удалось достоверно изобразить перед читателем картину природы, а также передать основный посыл стихотворения. Все произведение построено на антитезе: зима противопоставляется весне, невзгоды – радости.
Использование восклицательных конструкций повышает уровень эмоциональной выразительности в произведении.
Читайте по теме:
Как определить в стихотворениях эпитеты, олицетворение, метафоры?
Как быстро выучить стих наизусть по литературе?
Эпитеты
В стихотворении выделяются следующие эпитеты:
- «лютый холод»
- «жестокая пора»
- «ясных дней»
- «скорбящая душа»
Олицетворение
В стихотворении присутствует несколько примеров олицетворения: «холод хватает за сердце», «метель рвет последние листы», «душа переболит».
Полный текст стихотворения: Афанасий Фет - Учись у них - у дуба, у берёзы
Метафоры
Образность передается благодаря наличию в тексте таких метафор:
- «застыли слезы»
- «гений промчится, дыша теплом и жизнью»
- «верь весне»
Читайте по теме:
Анализ других стихотворений Фета А.А.: история создания, тема, жанр, средства выразительности.