Это позднее произведение, написанное Михаилом Юрьевичем Лермонтовым уже на закате жизни. Для удобства учащихся стоит указать размер стихотворения и особенность рифмы. Стих представляет собой пятистопный амфибрахий с параллельной рифмовкой. Этот литературный труд отличается минорным настроением, пронизан тоской. Дата создания – 1841 год (читайте по теме: Краткая биография Лермонтова: самое главное).
История создания
Летом 1841-го литератор вернулся из отпуска на территорию Кавказского края. На данном жизненном отрезке Михаила Юрьевича все больше волновал смысл бытия, довольно мрачные размышления заметны в позднем творчестве поэта. Знаменитый литературный критик Белинский считал, что поздняя поэзия Лермонтова лучше всех предыдущих его сочинений.
Ключевая идея «Листка» была скопирована с иноязычной элегии с таким же названием, автором которой является французский лирик А.В. Арно. На тот момент зарубежного поэта переводили многие, в том числе и сам Жуковский. Лермонтов взял лишь мотив произведения, дополнив его собственными образами и подкорректировав стихотворный размер и ритм.
Публикация «Листка» состоялась лишь через два года, тогда гения пера уже не было в живых.
Тема
В произведении поднимается излюбленная тема писателя – одиночество бунтарского духа. Лермонтов вновь возвращается к теме отшельничества. Путешествие листка тесно связано с дальним путешествием одинокого, никем не понятого странника. Стихотворение переполнено глубоким разочарованием, которое испытывает лирический герой.
Читайте по теме:
Как определить размер стихотворения?
Как определить композицию стихотворения?
Как определить основную тему стихотворения?
Как определить жанр стихотворения?
Композиция
«Листок» состоит из нескольких смысловых блоков. Сначала описывается путешествие дубового листка, затем он разговаривает с чинарой (деревом). Кроме того, поэт добавил в текст прямую речь. Авторское повествование переплетается с репликами персонажей.
Жанр
Очевидно, что перед нами элегия. Текст наполнен печалью, звучит минорно. Стихотворение имеет некий сюжет, традиционно включающий в себя экспозицию, завязку, событийное развитие, а также развязку с кульминацией.
Читайте по теме: Здесь можно посмотреть анализ других стихотворения для 6 класса, в т.ч. история создания, тема, композиция, жанр, средства выразительности.
Средства выразительности
Именно посредством разнообразных тропов Лермонтову удается мастерски реализовать авторский замысел и основную идею произведения.
Так, к примеру, особая интонация создает необходимую эмоциональность, делая речь персонажей более живой и богатой.
Посредством аллитерации автор талантливо передает внутренние метания листка. Наличие слов с согласным «р» раскрывает одиночество, беспомощность оказавшегося на распутье листка.
Читайте по теме:
Как определить в стихотворениях эпитеты, олицетворение, метафоры?
Как быстро выучить стих наизусть по литературе?
Эпитеты
Благодаря эпитетам образы природы становятся более яркими.
- «райские птицы»;
- «ветка родимая»;
- «жестокая буря»;
- «листья изумрудные»;
- «чинара молодая».
Олицетворение
Листок, сорвавшийся с родного дуба, – главный герой произведения. В каждой строфе присутствует новая информация о судьбе ключевого персонажа. Лермонтов фактически наделил обычный листок душою, а также способностью мыслить и общаться. Такими же навыками автор наделил и дерево.
Кстати, противопоставление (антитеза) этих двух героев тоже создает особое настроение.
Метафоры
В стихотворении особое место занимает метафоричность.
- «с ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская»;
- «солнцем любима».
Читайте по теме:
Анализ других стихотворений Лермонтова М.Ю.: история создания, тема, жанр, средства выразительности.