Советский писатель Валентин Григорьевич Распутин создал автобиографическое произведение в 1973 году. Идея для рассказа была преподнесена литератору самой жизнью.
История создания
Валентин Распутин посвятил рассказ матери лучшего друга, которая работала учительницей. В 1973 году произведение было напечатано в иркутской газете «Советская молодежь».
В основу сюжета легли достоверные события, которое пережил сам писатель. Например, образ учительницы был скопирован с преподавательницы Лидии Михайловны.
Интересно, что после издания «Уроков французского» Распутину удалось отыскать ту самую преподавательницу, с которой впоследствии писатель вел длительную переписку.
Читать по теме:
Как определить суть произведения?
Как определить основную мысль произведения?
Как определить проблематику произведения?
Направление
Рассказ принадлежит к реалистичному литературному направлению. События сороковых годов двадцатого столетия изображены максимально правдиво.
Здесь также можно увидеть элементы натурализма, если рассматривать персонажей более детально. Данное направление называют деревенской прозой.
Жанр
Перед нами рассказ. Деревенская проза подробно изображала деревенский уклад, выделяя самобытность простой жизни, в чем-то идеализируя саму деревню и присущий ей колорит. А также данный жанр красочно описывал нищету и разруху, выказывая опасения о грядущем упадке сельской жизнедеятельности.
Читайте по теме:
В чем смысл названия рассказа «Уроки французского»
Почему мне понравился рассказ «Уроки французского»
О чем заставляет задуматься рассказ «Уроки французского»
Суть
В центре повествования оказывается обычный сельский мальчик одиннадцати лет. В 1948-м он переезжает в город к родственнице, чтобы пойти в школу. Ребенку сложно адаптироваться к городской жизнь, он худеет, заболевает, скучает по малой родине. Тем не менее мальчик учился охотно, получая высокие отметки. Только вот с французским языком возникали сложности.
Как-то раз героя избили мальчишки. Инцидент случился из-за одной игры, благодаря которой ребенок зарабатывал себе на молоко. Учительница французского сначала посчитала, что мальчик играет с корыстными целями. Однако потом осознала истинные мотивы ученика.
Лидия Михайловна решила чаще помогать ребенку с французским у себя дома. Она старалась накормить главного героя, но он отказывался. Тогда учительница отправила посылку с макаронами, но и этот подарок мальчик возвратил.
В конечном счете добродушная преподавательница нашла подход к ученику. Они стали играть на деньги, и от победного выигрыша персонаж не отказывался.
Как-то раз директор школы застал их за игрой и лишил Лидию Михайловну работы. Она вернулась на родину, но по-прежнему высылала мальчику яблоки с макаронами (Здесь дополнительно читайте краткий пересказ произведения "Уроки французского" для читательского дневника).
Главные герои и характеристики
- Мальчик-повествователь – нищий, постоянно голодный, одинокий. Любит учиться, упорный, честный. Гордый, никому не жалуется. Целеустремленный.
- Лидия Михайловна – молодая образованная женщина, живет в достатке. Отзывчивая, неравнодушная к чужому горю, смекалистая и добрая.
- Директор Василий Андреевич – поверхностный человек, скользкий, живущий по расписанию. Жестокий, грубый.
Тема
Важность неравнодушия в отношении детей, и не только. Истинная любовь к профессии.
Проблематика
«Нравственность» и осознанный моральный выбор каждого.
Здесь можно посмотреть анализы других произведений для 6 класса.
Основная мысль
Помогая более слабым и уязвимым, мы помогаем и себе сохранить чистоту души.
Чему учит
Бесстрашию, следованию личным идеалам, бескорыстным добрым поступкам. А также терпению, достижению поставленных целей.
Читайте по теме: Краткий и подробный план рассказа «Уроки французского»