Понять главную мысль текста можно, даже если произведение сложное для восприятия. Но для этого нужно придерживаться того алгоритма, который прописан далее.
1. Важно следить за сюжетной линией. Обычно действия героев подводят читателя к кульминации. В ней же заключен главный конфликт, который позволяет понять задумку автора. Сюжетных линий может быть много, но важно определить ту, которая связана с главным героем.
2. Название произведения, а также эпиграфы к нему или к его графам нужно читать. В них может содержаться мысль, к которой подводит читателей автор. Особенно важно обращать внимание на эпиграфы произведений А.С. Пушкина и Ф.М. Достоевского.
3. Обычно главная мысль произведения даётся в конце, представляя собой суждение автора. Но не во всех произведениях она имеется. Как же быть в такой ситуации? Нужно обратиться к кульминации, в которой обычно конфликт достигает точки. После кульминации приходит разрешение конфликта. На эти эпизоды и стоит обратить внимание.
Также существует методика, которая поможет быстро понять основную мысль текста. Смысл в том, что после прочтения произведения нужно попробовать ответить на вопрос о том, что хотел сказать автор своим произведением.
Затем нужно сравнить свою позицию с авторской: для этого можно обратить внимание или на финал произведения, или на лирические отступления, в которых может содержаться информация об отношении автора к происходящим событиям. Примером последнему служат «Мёртвые души» Н.В. Гоголя. В них показано восхваление Руси. И найти это можно как раз в лирических отступлениях.Вывод прост: нужно читать произведение внимательно, обращая внимание на детали.