Произведение создано в 1941 году после начала Великой отечественной войны. Константин Семенович Симонов, окончив курсы военкоров, был отправлен на фронт. Там он трудился до самой победы над фашистами во всесоюзной газете «Красная звезда», освещавшей ход военных действий.
Тема
Лирический герой рассказывает трагическую историю мальчика. Ребенок потерял мать, видел раненого отца и стал свидетелем всех ужасов войны. Тяжелая жизнь ребенка вызывает сочувствие и злость на врагов, лишивших тысячи детей счастливого детства.
Читайте по теме:
Как определить размер стихотворения?
Как определить композицию стихотворения?
Как определить основную тему стихотворения?
Как определить жанр стихотворения?
Композиция
В основе стихотворения пятистопный ямб в сочетании с перекрестной рифмовкой. Композиционно выделено девять катренов. По смыслу делится на несколько частей. Первая состоит из трех строф, где описывается путь майора с сыном из Брестской крепости в тыл. Далее идут личные впечатления героя от встречи с мальчишкой и его отцом. Заключительные строфы наполнены патриотизмом и желанием мужчины вернуть дом семье, пострадавшей от вторжения немцев.
Жанр
«Майор привёз мальчишку на лафете» Симонова - элегическое произведение на военную тематику. На примере одного мальчика автор показывает страдания целого поколения.
Средства выразительности
Тропы прекрасный инструмент для выражения чувств поэта при виде искалеченных людских судеб самых разных возрастов.
Читайте по теме:
Как определить в стихотворениях эпитеты, олицетворение, метафоры?
Как быстро выучить стих наизусть по литературе?
Эпитеты
«Седой мальчишка», «воинский закон», «привязанный к щиту» - определения демонстрируют, до какого крайнего состояния доведен маленький человек.
Олицетворение
«Заснувшая игрушка», «исцарапан пулями», «оборвалось сердце» - делают творение более образным и выразительным.
Метафоры
«За десять лет зачтутся», «поцелует горсть земли», «за тридевять земель» - метафоры масштабируют несчастье одной семьи на просторы.