Творение датировано 1921 годом. Александр Михайлович Гликберт более известный под творческим псевдонимом Саша Черный в это время уже находился в эмиграции в Европе. Вышеупомянутое произведение 41 летний поэт написал для детской аудитории.
Тема
Поэтический рассказ ведется он имени мальчика. Он кормит воробья и ведет с ним беседу. В этих поступках раскрывается доброе отношение ребенка не только к птичке, но и ко всей живой природе.
Читайте по теме:
Как определить размер стихотворения?
Как определить композицию стихотворения?
Как определить основную тему стихотворения?
Как определить жанр стихотворения?
Композиция
В основе стихотворения используется четырехстопный хорей с двухсложной стопой. Композиционно выделено 5 катренов с парной рифмовкой в первой строфе и ее перекрестной формой в остальных четверостишиях. В обращении лирического героя к воробью по смыслу можно выделить несколько частей. В первом катрене описывается образ пернатого. Далее читатель наблюдает, как мальчик кормит птичку. В следующей строфе ребенок мечтает подружить и жить вместе с маленьким другом. В заключительных строках воробей, съев всю еду, стремительно улетает.
Жанр
«Воробей» - пример чудесной детской лирики поэта. Автор легко и доступно подает свое стихотворение.
Средства выразительности
Черный использует немного тропов, для того чтоб его юный читатель быстро понимал тему и идею стихотворения.
Читайте по теме:
Как определить в стихотворениях эпитеты, олицетворение, метафоры?
Как быстро выучить стих наизусть по литературе?
Эпитеты
«Серый-юркий» - единственное определение птички, но оно очень точно передает ее особенности.
Олицетворение
«Какой нахал», «ветер сыплет», «будем азбуку учить» - герой обращается к воробью на равных, как к своему товарищу. Также одухотворяется и весь окружающий мир.
Метафоры
«Ветер злюка», «глазки –бисер» - простые, но яркие метафоры делают стихотворение более художественным и выразительным.