Произведение датировано августом 1981 года. Белла Ахатовна Ахмадулина в эти годы стала публиковаться реже, так как ее взгляды не всегда совпадали с царящей идеологией. Творчество поэтессы меняется, появляется ностальгия о молодости и размышления о будущем.
Тема
Автор рассказывает о неделе после яблочного Спаса. Лирическая героиня наблюдает за окончанием августа под звуки падающих спелых яблок. Сбор урожая перед приближающейся осенью напоминает таинственный обряд. Атмосфера наводит поэтессу на разные мысли, среди которых выделяется строчка о проведенном незабываемом лете.
Читайте по теме:
Как определить размер стихотворения?
Как определить композицию стихотворения?
Как определить основную тему стихотворения?
Как определить жанр стихотворения?
Композиция
В основе произведения ямб и перекрестная рифма. Композиционно творение состоит из семи катренов. По смыслу строчки можно разделить на две части.
В первых трех строфах описывается середина августа, когда природа и люди готовятся к смене времени года. В следующих четверостишиях читатель видит монолог героини. В нем женщина делится впечатлениями и эмоциями, вызванными наблюдениями за яблоками. Звуки падающего фрукта проходят через все стихотворение, задавая ему особый ритм.
Жанр
«Ночь упаданья яблок» - лирическое творение с элементами пейзажной лирики и философскими отступлениями.
Средства выразительности
Тропы делают стих художественным и создают сильные образы последнего летнего месяца.
Читайте по теме:
Анализ других стихотворений Ахмадулиной
Как определить в стихотворениях эпитеты, олицетворение, метафоры?
Как быстро выучить стих наизусть по литературе?
Эпитеты
«Истекающего лета», «жизнь милая», «вспугнутое сердце» - раскрывают личное отношение поэтессы к меняющемуся окружающему миру.
Олицетворение
«Гуляют полушалки», «высокородным осам», «судьбу варенья» - все, что находится вокруг автора - олицетворяется и обладает признаками живого.
Метафоры
«Навязываться кухням», «грызя и попирая плодородье», «небытия соседства» - Ахмадулина использует интересные скрытые сравнения, заставляя читателя вместе с ней отправляться в мыслительное путешествие.