Произведение написано в 1817 году. Это был плодотворный период в литературной деятельности Константина Николаевича Батюшкова. Обустройство сада, как писал поэт издателю Гнедичу Н.И., привело к душевному подъему на создание стиха «Беседка муз».
Тема
Автор, как мастер слова, поклоняется музе. Лирический герой возводит алтарь своей вдохновительнице. Поэт также рассуждает о своем предназначении, ностальгирует о прошлом и ищет способы не терять энтузиазма и желания творить.
Читайте по теме:
Как определить размер стихотворения?
Как определить композицию стихотворения?
Как определить основную тему стихотворения?
Как определить жанр стихотворения?
Композиция
В основе стихотворения разностопный ямб со всеми видами рифмы. Композиционно творение состоит из семи катренов. В первых двух строфах герой спешит отдать дань сопутницам поэта. Третий и четвертый катрены содержат отрицание, что не хочет просить автор у муз. Следующее четверостишие наоборот раскрывает истинное желание поэта – сохранить яркость чувств и любовь к творческому процессу. Заключительные строфы – это своеобразная молитва-призыв героя к покровительницам искусства.
Жанр
«Беседка муз» относится к жанру элегического стихотворения с элементами пейзажных зарисовок и философских размышлений. Реальность и вымышленный мир сливаются в единую картинку – видение, постигшее героя.
Читайте по теме:
Как определить в стихотворениях эпитеты, олицетворение, метафоры?
Как быстро выучить стих наизусть по литературе?
Анализ других стихотворений Батюшкова
Средства выразительности
Тропы помогают передать авторское настроение и ход мыслей.
Эпитеты
«Черемухи млечной», «золотом блистающих акаций», «сот янтарный», «отважный путь» - поэт выбирает возвышенные эпитеты, что придает им большую значимость.
Олицетворение
«Они не дружны», «талант ничтожен», «отдать любовь» - Батюшков наделяет признаками живого некоторые предметы, что придает сказочности творению.
Метафоры
«Сопутниц жизни», «алтарь и Муз и Граций», «первенцы полей», «дар любви», «свинцовый груз» -метафоры глубокие и заставляют читателя задумываться над каждым образом.