История создания
Одно из самых интересных и остросюжетных детских произведений писателя было создано в 1880 г.
Направление
Реализм.
Жанр
Рассказ.
Читайте по теме:
Анализ других произведений Толстого
Читательский дневник рассказов Толстого
Суть
Корабль направлялся домой после кругосветного плавания. Стояла чудесная погода, все члены команды находились на палубе и наблюдали за забавами милой обезьянки. В какой-то момент зверушка сорвала шляпу с головы капитанского сына, залезла на мачту и стала рвать головной убор. Мальчик кинулся за ней, желая отобрать шляпу и отстоять себя в глазах матросов. Обезьяна поднималась по мачте все выше, а мальчишка двигался следом. Зверушка оставила шляпу на верхней перекладине и поднялась на самый верх. Мальчик, балансируя на балке, пошел за шляпой. Матросы внизу закричали от страха, ведь он мог упасть и насмерть разбиться о доски палубы. Капитан, вышедший из каюты с ружьем для чаек, увидел сына на самом верху мачты. Отец крикнул ему, что нужно спрыгнуть в воду, иначе он будет вынужден стрелять. Насчет "три" мальчишка прыгнул в море головой вниз. Следом в воду с корабля сразу нырнули несколько человек. Мальчишку достали из воды и затащили на палубу. Из его носа и рта вытекала вода, но он был жив и дышал. Капитан, спрятав лицо, убежал в каюту, чтобы скрыть слезы.
Главные герои и характеристики
Мальчик - мальчик двенадцати лет, сын капитана корабля. Ловкий, смелый, самоуверенный и гордый. Готов пойти на отчаянный поступок для сохранения собственного достоинства.
Капитан - любящий отец, решительный и находчивый, умеет быстро оценивать обстановку, не поддается панике, скрывает эмоции.
Читать по теме:
Как определить суть произведения?
Как определить основную мысль произведения?
Как определить проблематику произведения?
Проблематика
Конфликт между толпой и личностью. Дети стремятся быть похожими на своих родителей и не хотят их подводить, особенно если те занимают высокие должности. Впервые возникшее осознание чувства собственного достоинства у ребенка и обостренная гордость приводят к возникновению смертельно опасной ситуации.
Основная мысль
Не стоит придавать большое значение мнению толпы и поддаваться на провокации. Отозвавшись на сиюминутный порыв отстоять свою честь, можно совершить поступок, несущий риск для жизни. В критической ситуации важно уметь трезво оценивать обстановку, отстраняться от эмоций и быстро находить выход.
Читайте по теме:
Читательский дневник «Прыжок»: краткое содержание, главные герои, главная мысль, отзыв
Краткий и подробный план рассказа «Прыжок»
Краткая биография Льва Толстого: самое главное
Чему учит
Ценить человеческую жизнь, уметь контролировать свои эмоции, чтобы не поддаваться на провокации.