Это одно из первых произведений писателя, написанное им в возрасте 24 лет, в дальнейшем ставшее частью трилогии. Носит автобиографический характер.
История создания
Толстой всегда питал интерес к характеру и личности обычного человека. В 1851 г., находясь на Кавказе с братом, Лев Николаевич приступает к написанию повести "Детство". Многие истории и события автор почерпнул из собственной жизни - он тоже рано потерял мать, стремился быть похожим на старшего брата и вечно пребывал в поисках самого себя. Трилогия была создана с целью рассказать обо всех этапах становления личности простого русского человека.
Читайте по теме:
Читательский дневник «Детство»: краткое содержание, главные герои, главная мысль, отзыв
Краткий и поробный план рассказа «Детство»
Сочинение по рассказу «Детство»
Краткая биография Льва Толстого: самое главное
Направление
Реализм.
Жанр
Повесть, носящая автобиографический характер.
Суть
Рассказ ведется от лица мальчика Николеньки. Читатель узнает от мальчика о различных событиях, происходящих в его жизни. Он рассказывает и жизни дворянской семьи, о своей учебе, первой влюбленности, о своих переживаниях. Мальчик сталкивается с разными трудностями - переживает смерть матери, уезжает из отчего дома учиться в большой город. Там у него начинается новая жизнь, наполненная открытиями и приключениями.
Читайте по теме:
Анализ других произведений Толстого
Читательский дневник рассказов Толстого
Синквейн к рассказу «Детство» Л.Н. Толстой
Главные герои и характеристики
Николенька Иртеньев - мальчик десяти лет из дворянской семьи, умен не по возрасту, но ленив. Он добр, очень чувствителен, но вспыльчив. Часто копирует поведение старших друзей, не обладает твердостью характера, поэтому бывает легко ведом. Старается найти суть во всем происходящем вокруг него. Очень привязан к своей семье.
Мама - характер персонажа показан только через воспоминания и качества воспитанного ею сына. У нее было доброе сердце, благодаря которому мальчик вырос сострадательным и чутким.
Папа - строг и рассудителен, неоспоримый авторитет для сына. При этом он игрок, транжира и повеса.
Наталья Савишна - пожилая экономка, крепостная крестьянка, была когда-то няней для матери Николеньки. Добра, скромна, трудолюбива, альтруистична и преданна семье Иртеньевых.
Карл Иванович - учитель, спокоен, терпелив, добр и заботлив по отношению к мальчику.
Проблематика
Многие проблемы, поднятые в повести, не теряют свою актуальность до сегодняшнего дня. Проблема потери близкого человека. Утрата одного из родителей всегда особенно остро переживается детьми. Ярко показана тоска сына по матери и ощущение им своего сиротства. Звучит мысль о необходимости поддержки в семье в такие моменты.
Проблема подверженности ребенка дурному влиянию. Хорошие дети могут совершать дурные поступки, подражая сверстникам. Здесь важно внимательное отношение родителей к ребенку, чтобы избежать негативного вмешательства в правильное воспитание.
Проблема выбора своего пути в жизни. Ребенок может часто сомневаться в своем выборе, не понимать что есть добро и зло, с кем он хочет дружить. Пока формируется его личность, он будет сомневаться при каждой необходимости совершать выбор.
Читать по теме:
Как определить суть произведения?
Как определить основную мысль произведения?
Как определить проблематику произведения?
Основная мысль
Писатель наглядно показывает как мир и окружение влияют на становление личности человека. Даже незначительное событие и пережитые эмоции могут стать определяющими для формирования той или иной черты ребенка. Невозможно переоценить значение семьи в процессе воспитания и социализации, ведь именно родители закладывают первые нравственные ориентиры. Семья должна создать для ребенка правильное и хорошее окружение.
Чему учит
Повесть учит любить и беречь свою семью и дом, нести ответственность за воспитание детей. Учит выбирать друзей и не зависеть от мнения окружающих.