Поэму «Медный всадник» заслуженно считают одним из лучших произведений А.С. Пушкина. Она объединила в себе историческую и социальную проблемы. Для поэта поэма стала размышлением о власти, о Петре I, как о личности, о роли простого гражданина в российской империи.
История создания
Поэму «Медный всадник», написанную в 1833 году, Пушкин посвятил Санкт-Петербургу.
На начало написания поэмы поэт пребывал в Болдинском поместье. Здесь он много думал об истории российской державы, о людях, ею управляющих, о неограниченной монархии. На тот момент общество раскололось на два лагеря, в одном были те, кто был согласен с политическими взглядами Петра I, в другом те, кто видел в нем демона, поэтому и относились к нему как к порождению ада.
В связи с тем, что цензура не пропускала произведение, Пушкин был вынужден вносить в него поправки, но до финала работу не довел. При жизни поэта произведение опубликовано не было. Отрывок из поэмы — известное вступление к ней, в котором воспеты могущество и красота Санкт- Петербурга, был напечатан в 1834 году.
Направление
В произведении одновременно присутствуют элементы истории, реализма и романтизма.
Подтверждение этому находим в поэме. Образ главного героя Евгения подается как простого жителя Санкт-Петербурга XIX столетия. В поэме описываются реальные исторические события, в реально существующем городе.
Образ мыслей Евгения имеют черты романтизма. Между тем вступление содержит черты классицизма.
Жанр
«Медного всадника» считают исторической поэмой, написанной в стихах с реалистическим направлением. Однако Пушкин в подзаголовке писал “Петербургская повесть”.
В поэме отсутствует эпилог. В частях, в которых дается описание Петра I и его деятельности, ощущается величественность и восторженность, которые присущи оде.
Читайте по теме:
Анализ других произведений Пушкина
Читательский дневник рассказов Пушкина
Суть
В начале поэмы Пушкин восхищается Санкт-Петербургом — местом, где развиваются события — и деятельностью Петра I, его основавшего.
Затем он постепенно переходит к описанию жизни главного героя. Евгений — небогатый, ничем не приметный, небольшой служащий, мечтающий о счастливом браке со своей избранницей Парашей. С ней он хочет дожить до старости, но во время наводнения Параша погибает. Это сломило молодого человека. Смысл жизни потерян, он просто ходит по улицам города, вспоминая ужасные моменты наводнения.
Блуждая по городу, Евгений приходит к «Медному всаднику», статуе Петра I, и в нем просыпается злость. Герой обвиняет Петра I в строительстве города. Но в какой-то момент ему показалось, что всадник ожил и начал его преследовать. Евгений старается уйти от погони, но ему повсюду слышен стук копыт. От постигнувшего горя, Евгений тронулся умом, а в последствии умер.
Главные герои и характеристики
Евгений – «маленький человек», небогатый служащий, но и не стремящийся разбогатеть. Живет мечтой о встрече со своей избранницей Парашей, с которой хочет создать семью и дожить до старости. Но Параша погибает во время наводнения. От потрясшего его горя, герой тронулся умом.
В произведении мы не встречаем описания героя: его внешности, характера, что делает его безличным. Перед нами жалкий, слабый, удовлетворяющийся немногим человек.
Медный всадник — воплощение безжалостной и равнодушной власти, которая не стремится к общению с людьми и стоит над ними в виде устрашающего и гордого памятника.
Петр I – реформатор, умный, дальновидный и властный. Его практически не интересуют простые люди. Он мало думает об их судьбах. Образ Петра I Пушкин показывает, как модернизатора страны, строителя великолепного города, одновременно являясь воплощением беспощадной власти.
Читать по теме:
Как определить суть произведения?
Как определить основную мысль произведения?
Как определить проблематику произведения?
Проблематика
Главная проблема — проявление безразличия и равнодушия власти к людским судьбам. Во время наводнения народ предоставлен сам себе. Никто со стороны власти не предпринял никаких попыток к эвакуации людей, к помощи им после наводнения. При этом Медный всадник безразлично смотрит на происходящее.
Основная мысль
Главная мысль поэмы — борьба простого человека с властью.
Первый, простой человек, стремится к личному счастью, второй, власть, размышляет о всех людях, о грядущем. Из-за того, что они никогда не поймут друг друга, конфликт останется между ними навсегда.
Чему учит
Автор дает возможность читателю самому определиться чьим сторонником конфликта он хочет стать. На чьей стороне Пушкин, определить непросто, так как он поддерживает успехи Петра I, даже порой оправдывает его действия, но при этом не поддерживает проявленное безразличие к людям.
Описывая все ужасы наводнения, его последствия, Пушкин пытается вызвать у читателя чувство жалости, сострадания. Его вывод заключается в том, что никакие успехи не сумеют оправдать безразличие, равнодушие власти к простому человеку. Ведь все великие дела делаются ради людей.
Читайте по теме:
5 лучших сочинений по рассказу «Медный всадник» Пушкина (для 9 класса)