Пронзительное и очень трогательное произведение Владимира Карповича Железникова создано в 1981 году. Русский советский писатель, создал реалистичную, очень жизненную историю. Основой для неё послужили достоверные события и правдивые образы. Тематика рассказа чрезвычайно острая. Она не утратила значимость даже в наши дни.
История создания
Основой для написания произведения стал реальный случай. Племянница писателя, девочка-подросток, взяла на себя чужую вину. Поэтому весь её класс объявил девочке бойкот.
Направление
В произведении автор демонстрирует своё отношение к равнодушному поведению взрослых героев повести. К сожалению, они зачастую не желают замечать жестокие поступки детей по отношению к сверстникам.
Жанр
Произведение написано в жанре бытовой прозы.
Читать по теме:
Как определить суть произведения?
Как определить основную мысль произведения?
Как определить проблематику произведения?
Суть
Лена Бессольцева — добрая, наивная, немного чудаковатая девочка. Лена влюблена в своего одноклассника, Диму Сомова.
Кульминация повести — прогул урока всем классом. Когда Дима признался классной руководительнице, Маргарите Ивановне, что класс сбежал в кино — Лена взяла его вину на себя. Лена идеализировала Диму. Но он оказался не таким, каким она его себе воображала. Жестокие одноклассники объявили Бессольцевой бойкот. Они называли её чучелом и предательницей. Подростки вели себя жестоко и агрессивно. Они решили сжечь фигуру чучела, символизирующего главную героиню.
Дедушка девочки вначале ничего не замечает. Затем Лена решила посвятить его во все детали этой истории. В итоге дедушка и внучка Бессольцевы покинули город. При этом Николай Николаевич подарил свою обширную коллекцию картин родному городу (Здесь дополнительно читайте краткий пересказ произведения "Чучело" для читательского дневника).
Главные герои и характеристики
Главной героиней является Лена Бессольцева — добрая, хорошая, немного наивная девочка.
Дима Сомов — красивый мальчик. Любит быть авторитетом для других и находится в центре внимания.
Самые яркие личности в классе:
- Миронова — волевая Железная Кнопка;
- Шмакова, красавица и модница;
- Валька, сдающий собак на живодёрню;
- Васильев, не побоявшийся заступиться за Лену.
Дедушка Лены, Николай Николаевич, ценитель старинной живописи, коллекционер картин.
Читайте по теме:
Краткий и подробный план рассказа «Чучело»
О чем заставляет задуматься повесть «Чучело»
Сочинение по рассказу «Чучело»
Тема
Подростковый максимализм, стремление к идеалу, искренность. Первая влюблённость. Жестокость подростков.
Проблематика
Противостояние искренних, честных детей и жестоких, злых ровесников. Неспособность популярного и авторитетного мальчика по достоинству оценить благородный поступок искренней и простодушной девочки, увидеть её любовь. Жестокость, бесчувственность и равнодушие толпы подростков.
Здесь можно посмотреть анализы других произведений для 6 класса.
Основная мысль
Основной мыслью произведения "Чучело"является следующее: благородство и искренность доброй и простодушной героини прекрасны, а жестокость толпы ужасна.
Чему учит
Произведение учит доброте, честности, искренности, человечности, состраданию, сопереживанию. Читатель понимает, что не стоит поддаваться влиянию толпы. Нужно уметь слышать голос своей совести.