Автором уникального философского произведения, созданного прежде всего для детской аудитории, является советско-абхазский поэт и писатель Фазиль Абдулович Искандер. Рассказ написан в 1964 году.
История создания
Принято считать, что предпосылкой к созданию «Тринадцатого подвига Геракла» стали трагичные события, которые произошли с самим автором, когда он был еще маленьким.
Детская поэзия принесла Фазилю Абдуловичу известность. Однако истинное общественное признание Искандер получил благодаря прозаическим работам.
В апреле 1964 года состоялась дебютная публикация произведения в печатном издании «Сельская молодежь».
Фазиль Абдулович Искандер решил обратиться к детям через свои литературные истории неспроста. Автор стремился сформировать верную картину ценностей в еще неокрепшем детском сознании.
Читайте по теме:
Читательский дневник «Тринадцатый подвиг Геракла»: краткое содержание, главные герои и главная мысль, отзыв
Краткий и подробный план пересказ рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла»
Сочинение по рассказу «Тринадцатый подвиг Геракла»
Направление
Современная проза.
Жанр
Рассказ (рассказы о детях). Философский рассказ.
Суть
События рассказа разворачиваются в очень непростой исторический период, когда бушевала Вторая мировая война, лютая и беспощадная. Ключевой герой – это ученик пятого класса, которые давно вырос и рассказывает читателям произошедшую с ним историю.
Автор показывает нам обычные будние дни в школе. Однако в этой школе работает совершенно необычный учитель математики с таким же незаурядным именем. Зовут его Харлампий Диогенович.
Читать по теме:
Как определить суть произведения?
Как определить основную мысль произведения?
Как определить проблематику произведения?
Методы учителя позволяли детям тянуться к знаниям и стремиться следовать дисциплине. Только вот педагог никогда не кричал на ребят, но умел уместно подшутить. Разумеется, никто из учеников не хотел, чтобы его высмеивали, поэтому весь класс старался демонстрировать прилежность.
Шутки Харлампия Диогеновича никогда не были злыми, наоборот, он веселил школьников остроумными замечаниями, давал ребятам интересные прозвища, если они в чем-то провинились. На его уроках частенько звучали отрывки из басен Эзопа. Иными словами, учитель отдал предпочтение своей особой системе, отказавшись от привычных методов запугивания и агрессивного давления.
Само название рассказа отсылает нас к мифам Древней Греции, собственно, как и отчество педагога. В древнегреческой мифологии описаны двенадцать подвигов Геракла. А в произведении Искандера тринадцатый подвиг оказывается совсем не подвигом, а трусливым поступком ученика-рассказчика (Здесь дополнительно читайте краткий пересказ произведения "Тринадцатый подвиг Геракла" для читательского дневника).
Главные герои и характеристики
Ключевой персонаж рассказа – это учитель математики Харлампий Диогенович. Образованный, интеллигентный, остроумный, мудрый, любящий детей человек.
А также сам рассказчик, который не обиделся на учителя и даже через много лет вспоминает его с благодарностью и теплом.
Тема
Смех и добродушие в борьбе с обманом и недобросовестностью. Воспитание детей.
Проблематика
Ложь и предательство, правда и справедливость. Нравственные проблемы.
Здесь можно посмотреть анализы других произведений для 6 класса.
Основная мысль
Только искренний и безобидный юмор со стороны взрослых способен победить детскую трусость и заложить в сознание ребенка крупицы доброты, честности и добросовестности.
Чему учит
Не стоит обижаться на шутки. Юмор позволяет нам посмотреть на себя с иной стороны, увидеть ошибки или какие-то плохие качества, стать лучше.