История создания
Кроме монументальных произведений у писателя-философа есть ряд коротких нравоучительных детских историй. Например "Филипок", написанный в 1875 г., который предназначался для младших школьников и входил в сборник для чтения.
Направление
Реализм
Жанр
Рассказ.
Читайте по теме:
Краткий и подробный план рассказа «Филиппок»
Анализ других произведений Толстого
Читательский дневник рассказов Толстого
Суть
Мальчик Филипп жил в деревне, он уже умел читать и мечтал ходить в школу со своим братом Костей. Но мама считала, что Филипок еще слишком маленький для учебы. Однажды папа и мама ушли на работу, а мальчик остался дома с бабушкой. Ему было скучно и дождавшись пока бабушка задремала на печи, он надел шапку отца и пошел в школу. Когда он вышел со своей улицы, на него напали собаки. Мальчик сильно испугался, попытался убежать, но упал. Проходящий мимо мужик отогнал псов. Уроки уже давно шли, поэтому подбежавший к школе Филипок услышал шум детских голосов из-за дверей класса. Зайдя за порог, он робко остановился возле входа. Малыш так испугался, что не смог ответить на вопросы учителя о том, кто он такой и зачем сюда пришел. Осерчав, учитель хотел выгнать мальчишку домой. Но деревенские дети заступились за товарища и сказали, что Филипок очень хочет ходить в школу, только вот мама запрещает. Учитель разрешил Филиппу остаться, велев сесть к старшему брату. Увидев, что новый мальчик может прочитать свое имя, учитель похвалил малыша. С тех пор Филипок начал ходить в школу.
Главные герои и характеристики
Филипок - деревенский мальчик пяти лет, любознательный, смелый и целеустремленный, мечтает учиться в школе с братом и остальными детьми.
Мать - обычная крестьянка, работящая, беспокоится за своего сына.
Учитель - работник деревенской школы, внимательный к детям, смог разглядеть в робком мальчике хорошего ученика.
Читать по теме:
Как определить суть произведения?
Как определить основную мысль произведения?
Как определить проблематику произведения?
Проблематика
Родители, заметив у ребенка стремление к знаниям, должны это поддержать, проявлять уважение к его желаниям и не препятствовать их осуществлению. Обучение оказывает положительное влияние на развитие человека любого возраста.
Основная мысль
Не может быть слишком рано для того, чтобы учиться. Если ребенок хочет получать знания, то никто и ничто не может остановить его в достижении этой цели. Всегда найдутся люди, которые будут поддерживать стремление детей к знаниям и развитию.
Чему учит
Если хочешь, чтобы твои желания исполнялись - нужно действовать и быть смелым. Рассказ учит стремиться к знаниям и не бояться возможных трудностей.