История создания
Произведение было написано в 1963 году. В рассказ Астафьев добавил автобиографические сведения. Он так же, как и герой рассказа после смерти мамы, жил с бабушкой в деревне и дружил с соседскими мальчишками. Позже автор собрал эти воспоминания в цикле «Страницы детства», а потом написал автобиографическую повесть «Последний поклон».
Читайте по теме:
Краткий и подробный план пересказ сказки «Конь с розовой гривой»
5 лучших сочинений по рассказу «Конь с розовой гривой» (для 6 класса)
Сочинение по рассказу «Конь с розовой гривой»
«Конь с розовой гривой» тест с ответами
Синквейн к рассказу «Конь с розовой гривой»
Направление
Относится к направлению реализма и деревенской прозы.
Жанр
Относится к жанру автобиографического рассказа.
Читайте по теме: Здесь можно посмотреть анализы других произведений для 6 класса.
Характеристики главных героев
Витя — главный герой, от него лица ведется повествование. Он осиротел после смерти мамы и воспитывается у бабушки и дедушки в деревне. Витя дружит с соседскими мальчишками, которые имеют смутное понимания, что такое хорошо, а что такое плохо. Впоследствии, Витя обманывает бабушку, но раскаивается и просит прощения. Таким образом, главный герой растет над собой и делает правильный нравственный выбор.
Катерина Петровна – бабушка Вити, строгая, но справедливая старушка. После смерти дочери она очень дорожит внуком. Она пытается воспитать его без лишней строгости и дарит внуку обещанный пряник, несмотря на его обман.
Дедушка Вити – добрый, мудрый и понимающий старик, пример для Вити. Он спокойно объясняет внуку, что честность лучше обмана, поддерживает его. Именно он подталкивает Витю признаться в неправде и извиниться.
Левонтий – живет в деревне, работает на заготовке леса. У него есть семья, но он с трудом её прокармливает. Добрый, но пьющий человек.
Василиса – добрая, но безалаберная женщина, жена Левонтия. Регулярно берет в долг деньги у соседей. Детей воспитывает безответственными, но самостоятельными.
Санька и Танька – дети Левонтия и Василисы. Непослушные, безалаберные и озорные дети, предоставленные сами себе. Дружат с Витей и учат его плохому – вранью, воровству и хулиганству.
Тема
В рассказе поднимается несколько тем, например: нелегкая судьба русского крестьянства, влияние семьи на становление личности ребенка, вопросы настоящей и ложной дружбы, умение принимать правильный нравственный выбор и т.д.
Проблематика
В произведении затрагивается несколько важных проблем, таких как:
- На судьбе главных героев автор показывает, как важно прививать ребенку правильное понимание добра и зла
- Чтобы в глазах ребенка иметь авторитет нужно давать ему выбор самостоятельно принимать важные для него решение, но не допускать вседозволенности
- Нужно правильно выбирать друзей и прежде всего делать это по благородным и честным поступкам
- Тяжелый труд не гарантия безбедной и счастливой жизни
- Ребенок может ошибаться в силу неопытности и наивности, и поэтому нужно иметь терпение и мудрость, чтобы воспитать хорошего человека.
Читать по теме:
Как определить суть произведения?
Как определить основную мысль произведения?
Как определить проблематику произведения?
Основная мысль
Основная мысль заключается в том, что взрослый человек может научить ребенка важным вещам, если будет проявлять любовь, милосердие и понимание. Человек заслуживает прощения и поддержки, если он искренне раскаивается.
Чему учит
Мораль произведения в том, что даже небольшой обман, может повлечь большие последствия и нужно вовремя остановиться, и рассказать правду. А для взрослых это урок воспитания - не всегда нужно применять по отношению к ребенку «кнут», а иногда и «пряник».