Стихотворение «Край ты мой заброшенный» было написано Сергеем Александровичем Есениным в 1914 году. Поэт следует своему правилу: отождествляет себя с лирическим героем.
История создания
Уже в молодые годы Есенин переживал за свой родной край, которому он посвящал многие стихотворения. Особенно ярко проявляются волнения Есенина в стихотворении «Край ты мой заброшенный», который видит вымирающую деревню.
Тема стихотворения
Сразу становится понятно: Сергей Александрович переживает за малую Родину, которая для него является всем, что воплощает лучшее на свете. Он нарочито подчёркивает 5 изб, которые от времени теряют свою устойчивость. Всё меняется, но не всегда в лучшую сторону. Сергей Александрович понимает этот момент, поэтому ощущается грусть.
Читайте по теме:
Анализ других стихотворений Есенина: история создания, тема, жанр, эпитеты, метафоры
Краткая биография Сергея Есенина: самое главное
Композиция
5 строф образуют колоритное описание деревни, приходящей в запустение. В первых 4 строфах передаётся состояние родного поэту места, а вот в 5 катрене задаётся риторический вопрос.
Жанр
Критики относят стихотворение к пейзажной лирике. Сергей Александрович чётко подметил состояние деревни, в которой он рос. Это печалит автора, но всё же нужно продолжать жизнь. Прелесть же всё равно остаётся в сердце.
Читайте по теме: Здесь можно посмотреть анализ других стихотворения для 6 класса, в т.ч. история создания, тема, композиция, жанр, средства выразительности.
Средства выразительности
Есенин определяет тон грусти и любви, используя богатство средств выразительности. Каждое из них подобрано так, что стихотворение звучит напевно. Этому способствует и хорей, которым написан «Край ты мой заброшенный».
Эпитеты
Сложно представить творчество Сергея Александровича без эпитетов. В стихотворении «Край ты мой заброшенный» их много. Например, плесень имеет сизый цвет, а вот край заброшенный, что является намёком на отъезд людей, которые забывают свою малую Родину.
Олицетворения
Не мог обойти Сергей Есенин стороной олицетворение. Ковыль нашёптывает, а метель машет рукавом. Поэт обожает олицетворять природу, потому что для него она жива.
Метафоры
Солома-риза, рукав черёмухи и другие метафоры изобилуют в стихотворении, создавая привычные, но, вместе с тем, необычные, образы. Метафоричность стихотворения позволяет ощущать его напевность и музыкальность.