Евгений Иванович Чарушин – писатель-анималист, художник, все его произведения созданы на основе личных наблюдений. Рассказы, объединённые в сборник «Никита и его друзья», не стали исключением – они повествуют о сыне автора Никите и его друзьях-животных. Впервые изданы в 1938 году, затем многократно переиздавались.
Краткое содержание для читательского дневника
В сборник «Никита и его друзья» входит несколько небольших рассказов о маленьком мальчике и тех событиях из его жизни, которые связаны с животными. Никите все интересно: он учит летать воробышка, защищает своих птиц от чужой кошки. Вместе с отцом ходит на охоту, ищет кормилицу для зайчат. Мальчик настолько остро ощущает свою причастность к миру животных, что даже самолёты у него похожи то на комаров, то на уток, то на львов из зоосада.
Из рассказа «Цапля» мы узнаём, что Никита не только ухаживает за своими зверями, он за ними наблюдает, рисует и оценивает их поведение. Например, он не захотел нарисовать цаплю потому, что она на его глазах съела птичку-овсянку и стайку окуней.Главные герои
1. Никита – маленький мальчик, очень любознательный, дружит с разными животными, заботится о них.
2. Автор-рассказчик – наблюдает за взаимоотношениями между сыном и животными, ненавязчиво учит пониманию природы, удивляется, радуется и переживает вместе со своим героем.
Читайте по теме: Здесь можно посмотреть другие рассказы Чарушина для читательского дневника.
Главная мысль
Любовь к природе, бережное и уважительное отношение к ней надо воспитывать. Самая важная роль в этом деле принадлежит родителям. Дети должны расти вместе с животными, познавать мир вместе с ними.
Чему учит
Каждый рассказ – это маленькая история о том, как следует заботиться о животных, как жить в согласии с окружающим. Чтобы научиться понимать природу, надо быть наблюдательным. Животные, как и люди, нуждаются в доброте. Каждая ситуация – смешная, трогательная или грустная – это урок правильного отношения к «братьям нашим меньшим».
Читайте по теме:
Образец оформления читательского дневника для 1, 2, 3, 4 класса
Как определить главную мысль для читательского дневника?
Как писать отзыв для читательского дневника?
Пословицы
1. Доброе слово и кошке приятно.
2. Делу время, потехе – час.
3. Без кошки нет дома, без собаки – двора.
Отзыв
Добрые и поучительные истории о Никите, познающем окружающий мир вместе со своим отцом и друзьями-животными, написаны так просто и интересно, что читаются на одном дыхании. Особенно понравилось про то, как Никита пытался научить собаку Томку играть в больного. Удивило, что очень маленький мальчик воспринимает животных не как свои игрушки: он учит воробышка летать, зная, что тот всё равно улетит. А ещё Никите повезло с папой – он никогда не ругал сына. Он устраивал так, чтобы мальчик сам понял, как следует поступить.
Полный список произведений для читательского дневника для 3 класса (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главную мысль и др.) можно посмотреть здесь.